Рядом с Троицкой обителью, в семистах метрах от стен ее, на кладбище в Варницкой слободе расположены два храма: Воскресения Словущего и церковь во имя Преподобного Паисия Великого и мученика Уара. Когда-то здесь стояла деревянная церковь, посвященная священномученику Клименту, папе Римскому. Сохранилось описание деревянной церкви, какой она была в 1751 году. Храм был двухэтажный: на первом этаже — престол святого священномученика Климента, папы Римского; в центре первого этажа — престол Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. На втором этаже, в центре — престол во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. К 1751 году эта церковь была ветха, и священнослужение в ней исправлять никак было невозможно. «Ветхость» церкви в 1751 году говорит, что она была очень древняя, ей, возможно, было более трех столетий. 4 декабря 1751 года священник храма Иаков Федоров со своим приходом обратились к митрополиту Арсению (Мацеевичу) с просьбой разрешить отремонтировать храм: разобрать церковь по бревнам и из здоровых бревен построить церковь Владимирской Пресвятой Богородицы без вышеименованных приделов, а чего к тому строению лесу недостает, то прихожане обязывались покупать. Для сбора сих подаяний указан был причтом и прихожанами староста Димитрий Сидоров Кожевников, коему такая книга и была выдана на годичное время, по 23-е декабря 1751 года. Ведомость, составленная в 1801 году, называет церковь по-прежнему «Климентовской». Климентовская церковь, что у варниц, значится как построенная в 1753 году, склонна к ветхости и… утварью скудна. Приходских дворов в 1801 году числилось 26, прихожан 47 мужчин и 53 женщины. В 1800 году священником в храме был Григорий Иванов, 44-х лет. В школах не обучался, во священника определен в 1783 году. Отремонтированная церковь просуществовала до 1814 года, когда был построен каменный храм и освящен в честь Воскресения Словущего.
Каменную Воскресенскую церковь построил ростовский купец Николай Алексеевич Кекин (1771-1829) как храм на родовом кладбище купцов Кекиных. В Ростове приходским храмом рода купцов Кекиных была церковь Воскресения, расположенная у меньшего городского вала (в районе бывшего кинотеатра «Юбилейный»). Деревянная церковь Воскресения сгорела в 1795 году и не возобновлялась. В начале XIX века останки своих предков ростовские купцы Кекины перенесли на новое родовое кладбище в Варницкой слободе, рядом с Троице-Сергиевым монастырем. Вместо деревянной церкви Николай Алексеевич Кекин в 1814 году построил церковь Воскресения Словущего. Словущее (то есть так называемое) Воскресение — именуется в народе день торжественного воспоминания обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме на Голгофе, построенного в 335 году императором Константином Великим. Празднование совершается 13 сентября/ 26 сентября.
Церковь Воскресения построена в стиле классицизма. В этом стиле строилось большинство храмов в первой четверти XIX века. На четверике самой церкви поставлен восьмигранный объем, перекрытый куполом с крестом. К церкви примыкает трапезная с колокольней. Вход в храм украшен портиком с колоннами тосканского ордера. В храме два Престола, освященные во имя святителя Николая (очевидно, в честь деревянного Никольского храма и во имя Небесного покровителя Николая Алексеевича Кекина) и священномученика Климента, Папы Римского (в память Престола прежнего деревянного храма). В церкви находилась особо чтимая икона святителя Николая, происходящая еще из Никольского деревянного храма. Стены Воскресенской церкви были расписаны петербургским художником Ф. Егоровым. В нишах на западном фасаде по сторонам входа сохранились живописные изображения святителя Николая и священномученика Климента, папы Римского. Воскресенская церковь имела в приходе 8 селений.
В 1908 году прихожан из Варницкой слободы было 17 мужчин и 17 женщин; в деревнях: Бабках 54 мужчины и 74 женщины, в Мятежеве 62 мужчины, 50 женщин, в Рельцах 42 мужчины, 40 женщин, в Дарцове 158 мужчин, 185 женщин, в Хонятине 85 мужчин, 98 женщин, в Иваихе 47 мужчин, 51 женщина, в Сажине 6i мужчина, 71 женщина. Всего 1112 прихожан. В Варницком приходе было две школы: второклассная, содержащаяся на казенный счет, в деревне Дарцове — земская. При храме было церковно-приходское попечительство.
Церковь преподобного Паисия Великого и мученика Уара. 1893 г.
Рядом с Воскресенским храмом в Варницкой слободе, над могилами многих поколений своих предков, внучатый племянник Николая Алексеевича, Алексей Леонтьевич Кекин, построил каменную церковь с приделами во имя Преподобного Паисия Великого и мученика Уара. Церковь была заложена 20 мая 1890 года и освящена 7 февраля 1893 года. В церкви два равнозначных Престола, один — во имя Преподобного Паисия Великого, второй — во имя святого мученика Уара, этим объясняется, что венчают церковь две главы. Над Престолами алтаря храма поставлены также две главы, но они меньших размеров. Сама церковь построена в неорусском стиле, с ориентацией на особенности архитектуры храмов XVII века. В 1903 году храм был расписан. При церкви была построена богадельня, переустроенная впоследствии в школу. Под сводами этой церкви, согласно завещанию, был погребен 23 сентября 1897 года Алексей Леонтьевич Кекин, строитель этой церкви. В церкви сохранилась надгробная плита с надписью: «Статский советник Алексей Леонтьевич Кекин родился 6 августа 1838 г., скончался 15 сентября 1897 г. Жития его было 59 лет, 1 месяц, 10 дней».
Алексей Леонтьевич завещал Ростову огромный капитал, а в отношении себя он поручил Ростовскому обществу произвести взносы в благотворительные учреждения и церкви «на поминовение завещателя и усопших — жены его Анны и сыновей Максимиана и Федора, младенца и предков его Алексея, Феодора, Леонтия». Ростовским Обществом в храме была поставлена памятная доска: «Род Кекиных: отец Алексея Леонтьевича — Леонтий Федорович, мать Любовь Ивановна, дедушка Федор Алексеевич, бабушки: Евдокия Григорьевна, Анна Леонтьевна, тетки: Екатерина Федоровна, Мария Федоровна — воспитательницы Алексея Леонтьевича».
Храм освящен в честь святых, имена которых не столь известны богомольцам. Преподобный Паисий Великий (память 19 июня/ 2 июля) жил в Александрии в V веке, он обладал даром прозорливости и чудотворения. Ему молятся, чтобы не умереть без исповеди и Святого Причащения, а также об избавлении от муки умерших без покаяния.
Мученик Уар (+ ок. 307 г.) жил в Египте (память 19 октября/1 ноября). Мученику Уару молятся об умерших некрещеных младенцах, которые не приняли Святое Крещение не по своей вине. В прошлом некрещеных взрослых людей просто не могло быть. Поминание некрещеных умерших в Русской Православной Церкви не совершается. Записки с их именами нельзя подавать на Литургию и на панихиду. Родственники некрещеных умерших могут о них молиться сами, келейно, и читать канон мученику Уару. Святой мученик Уар умолил Бога о прощении грехов родственников блаженной Клеопатры, которая позаботилась о прославлении его мощей.
Осталось неизвестным, почему А.Л. Кекин пожелал освятить Престолы храма-усыпальницы над могилами своих предков в честь столь редких святых, какими являются преподобный Паисий Великий и мученик Уар. Можно, однако, предположить, что это было сделано в память о его предках, которые были старообрядцами. Алексей Леонтьевич, принявший Православие в зрелом возрасте, возможно, последние годы своей жизни особо молился преподобному Паисию Великому и мученику Уару за души своих усопших предков.
Сегодня у многих православных есть потребность в молитвенном обращении к преподобному Паисию Великому и мученику Уару. Среди наших умерших родственников и друзей есть и некрещеные, есть и такие, кто умер без покаяния. Многие десятилетия гонений на Церковь не прошли даром, люди насильственно отвращались от веры своих предков, умерли вне Церкви, и сегодня они нуждаются в наших сугубых молитвах: Вспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и яко же Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук освободил eси, тако воспомяни елицы противобожие погребенныя умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление (из молитвы святому мученику Уару).
Источник: В.И. Вахрина. Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь в Ростове Великом. Родина Преподобного Сергия Радонежского. — Рыбинск, Медиарост, 2014.