Валгунде. Спасо-Преображенская пустынь.

Спасо–Преображенская пустынь принадлежит Рижскому Свято-Троице-Сергиеву женскому монастырю, основана в лесу как место тихих уединенных молитв. Свято-Троицкая община в Риге была учреждена в 1892 году. Воспитанницы детского приюта, существовавшего с 1891 года при общине, летние каникулы проводили на даче, которую снимали для них благотворители. По ходатайству отца учредительниц общины, действительного тайного советника Б.П. Мансурова в Св.Синод было отправлено прошение с просьбой о безвозмездной передаче подходящего для этой цели казенного участка земли. В 1894 году по решению Государя Александра III в дар общине были переданы лесные угодья площадью более 170 десятин – казенная мыза Калнциемс с подмызком Кливенгоф близ Митавы (Елгавы), а также 3 000 рублей. В лесу, на крестообразной поляне была поставлена келья для шести сестер, которые стали здесь трудиться — отбеливать воск для производства свечей и заготавливать дрова. На месте будущего храма был установлен деревянный крест. Несколько лет прошло в трудах по освоению земли, был построен жилой корпус. На реке Лиелупе в окрестностях Митавы работало несколько кирпичных заводов, на которых трудились около четырех тысяч сезонных рабочих, многие из них были православными. Заводчик — купец 1-й гильдии Е.Ф. Нестеров и другие благотворители предложили общине свою помощь в строительстве церкви.
6 августа 1897 года в Валгундском лесу состоялась закладка храма во имя Преображения Господня. Материальная поддержка стройке была оказана также Прибалтийским Православным братством. Торжественное освящение храма 20 июня 1899 года совершил епископ Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский). После освящения Спасо-Преображенской церкви в пустыни начались регулярные богослужения. Теперь постоянно здесь находились тридцать сестер, увеличилось число богомольцев. Пустынь постепенно благоустраивалась. Была построена каменная ограда с трехчастными воротами, странноприимный корпус. После преобразования общины в монастырь (1902 г.), в пустыни был возведен игуменский дом. Добротный одноэтажный сруб с двускатной крышей был задуман в едином комплексе с домовым храмом во имя преподобного Иоанна Лествичника, в который из дома вел крытый переход. Разрешение на строительство домового храма было получено в Рижской Духовной Консистории весной 1907 года, а освящение церкви состоялось 9 мая 1908 года, его совершил архимандрит Вячеслав, настоятель Рижского Алексеевского монастыря. Рядом с храмом была поставлена деревянная рубленая часовня, в которую поместили крест, прежде стоявший на месте Спасо-Преображенского храма. Массовое паломничество в пустыньку (так ласково называют ее паломники и сегодня) стало традиционным в начале XX века. Сюда устремились люди разных сословий. Всех богомольцев бесплатно кормили на общей трапезе. Летом 1909 года обитель посетила Великая княгиня Елизавета Федоровна. Каждый год с крестным ходом в пустыньку прибывала чудотворная Якобштадтская икона Божией Матери. Это были самые благополучные годы Рижской обители.
В годы Первой мировой войны на территории пустыни стояли немецкие войска. С правой стороны от главных ворот сохранилось обширное военное кладбище тех лет с бетонными крестами и стеллой. 20 апреля 1915 года сестры были вынуждены покинуть пустынь, взяв с собой только самые необходимые вещи и стадо коров. Часть насельниц не уехали в эвакуацию, остались в Риге. После войны сестрам пришлось восстанавливать храмы и все постройки, заново обустраивать быт. Пустынька окормляла беженцев из России, бедствующих после войны рижан. Летом в пустынь вывозили детей из восстановленного детского приюта и школы при монастыре. Во время Второй мировой войны обитель снова подверглась разрушениям. После изгнания гитлеровцев сестры с большими трудностями старались восстановить то, что уцелело. Чтобы выжить, насельницы пустыни занимались в основном сельским хозяйством, помогали местному колхозу в уборке урожая, заготавливали на зиму продукты для монастыря.
В 1954 году на служение в пустынь митрополит Вениамин (Федченко) благословил игумена Кирилла (Смирнова). Скромный и искренний о. Кирилл (схиархимандрит Косьма) пользовался большим уважением верующих, которых окормлял до лета 1968 года. После его кончины духовником в пустынь был назначен архимандрит Таврион (Батозский). Здесь прошли последние десять лет трудов праведного старца. В годы его духовничества в пустыньке царила атмосфера раннехристианской общины. Подвижническая жизнь о. Тавриона, его молитвенный подвиг, ежедневные богослужения и проповеди привлекали в пустыньку тысячи паломников со всех концов Советского Союза. Материальное положение пустыни улучшилось. За активной жизнью обители пристально следили власти, но, несмотря на это, о. Тавриону удалось расширить и благоустроить помещения для приема приезжающих, построить паломническую кухню. Последнюю службу в храме о.Таврион совершил на Троицу 18 июня 1978 года. После его смерти пустынька продолжала материально укрепляться, число насельниц увеличивалось, но уникальность духовной жизни обители уже не повторялась.
В 80-е годы XX века стараниями благочинной м. Сергии (Конковой) были построены трапезная и двухэтажный сестринский корпус с домовой церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Маленький храм украшен одноярусным иконостасом. В 90-е годы XX века в связи с новыми государственными границами число паломников сократилось. Сегодня пустынь живет молитвенно-трудовой жизнью. Посильные послушания выполняют и паломники. Сельскохозяйственные угодья возвращены, есть ферма и огород. Но главным остается молитва. Богослужения совершаются каждый день. Уже более ста лет неукоснительно соблюдается установленный порядок жизни -молитвенное правило, неусыпное чтение Псалтири. Каждый год накануне праздника Преображения Господня из Риги в пустыньку идет православный крестный ход с иконой Божией Матери «Достойно есть». Рядом с Преображенским храмом находится монастырское кладбище, где покоятся духовные лица и благочестивые миряне. Здесь похоронен митрополит Леонид (Поляков), основательница монастыря игуменья Сергия (Мансурова), останки которой были перевезены в пустынь из Царского Села в 1985 году. Можно помолиться на могилах сестер, настоятельниц и духовников монастыря.
Л. Клешнина
Источники информации: 1) Демина Н. «Рижский Св.Троице-Сергиев женский монастырь», Pētergailis, с.116-130, 151-163., 231-223. 2) Вильгерт В. «Архимандрит Таврион (Батозский)», изд. «Отчий дом», Москва, 2001. 3) «Rīgas dievnami. Arhitektūra un māksla», Zinātne, Apgāds mantojums, 2007, c.537.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?