Валериан (Рудич), епископ Череповецкий

Епископ Валериан (Рудич Василий Несторович) родился 12 (25) апреля 1889 г. в крестьянской семье в селе Мизяковские Хутора Винницкого уезда Подольской губернии (соврем. Мизяковско-Хуторский сельсовет Винницкого района Винницкой области Украины). После окончания духовного училища в Тыврове Василий Рудич поступил в Каменец-Подольскую духовную семинарию, которую окончил с отличием в 1910 г. В 1916 году он окончил со степенью кандидата богословия Московскую духовную академию. Впоследствии был удостоен степени магистра богословия. До весны 1918 г. являлся доцентом Московской духовной академии. В Учетно-статистической карточке личного дела №38446 от 2 апреля 1934 г. говорится, что епископ Валериан кроме родного языка знал французский, немецкий, латинский языки,частично — английский.

Зимой 1917 г. был пострижен в монашество с именем Валериан. 1 марта 1917 года был рукоположен во иеромонаха. Участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. С 15 августа 1918 г. служил в Рашкове. В мае 1918 года назначен настоятелем Троицкого монастыря в Каменце-Подольском, возведён в сан архимандрита. В конце 1918 г., когда власть в городе неоднократно менялась, Валериан шесть раз подвергался кратковременному тюремному заключению. 7 июня 1921 г. был хиротонисан во епископа Проскуровского и Летичевского, викария Подольской епархии. Как отмечают В. В. Марковчин, М. В. Шкаровский: «Его особым попечением пользовался Головчинский в честь Преображения Господня женский монастырь неподалёку от Летичева, в котором Валериан нередко совершал монашеские постриги. Большое внимание он уделял окормлению молодёжи, в проповедях не касался политики, старался в доступной форме раскрыть суть богослужения применительно к духовной жизни простого христианина.Валериан регулярно посещал дома прихожан, интересовался жизнью духовенства и клириков, помогал обездоленным и сиротам, активно боролся с украинскими автокефалистами», в связи с чем в 1920 г. подвергся аресту.

15 февраля 1922 г. автокефалисты при поддержке местных властей захватили церковь в селе Гавриловцы Каменецкого уезда и совершили в ней богослужение на украинском языке. Возмущённые прихожане обратились к Валериану с просьбой о переосвящении храма, осквернённого раскольниками. Архиерей приехал в село 26 февраля 1922 г., освятил церковь и произнес проповедь о каноническом устройстве церковной жизни на Украине. В тот же день он и сопровождавшее его духовенство были арестованы за антисоветскую пропаганду. Освобождены 28 февраля 1922 г.

Президиум обновленческого Всеукраинского высшего церковного управления (ВУВЦУ) 11 июня 1923 г. постановил осуществить «очищение всего состава своего духовенства от контрреволюционного и вредного для спокойствия общества элемента», в связи чем «уволить с прежних должностей с назначением им местопребывания вне пределов Украины» епископа Амвросия и Валериана. Заместитель председателя ВУВЦУ Валериан Белоликов и Пимен (Пегов) направили в Подольский губисполком записку с требованием удаления вышеназванных архиереев с Украины как непримиримых врагов советской власти. В конце июня Валериан был арестован в Проскурове, обвинён в контрреволюционной деятельности, заключён в следственный изолятор. Однако воспользоваться заточением епископов в тюрьму представители ВУВЦУ не смогли. Намеченный на август 1923 г. обновленческий съезд благочинных Проскуровского и других уездов не состоялся из-за неприятия духовенством программы, выдвигавшейся Пименом (Пеговым). Патриарх Тихон оставил такую запись на прошениях, информирующих его о состоянии дел в Проскуровском викариатстве: «5 сентября 1923. Проскуров, как и Летичев, по-прежнему остаётся в церковном отношении с Преосвященным Валерианом. Утешительно, что духовная связь его с паствою не порывается и при вынужденном отделении его оттуда. Бог да укрепит и благословит союз взаимной любви их. Патриарх Тихон». После многочисленных обращений паствы Подольской епархии в органы центральной власти УССР, РСФСР и СССР с требованием освободить епископа Амвросия и Валериана Верховный суд СССР признал приговор в отношении этих епископов неправомочным, и архиереи вышли на свободу. Но они не смогли вернуться на прежнее место служения: епископ Амвросий возглавил Орловскую епархию, епископ Валериан с 9 августа 1923 г. жил в московском Даниловом монастыре.

16 сентября 1923 г. он был назначен епископом Ржевским, викарием Тверской епархии, но к месту назначения выехать не смог, и временно управлял Смоленской епархией. 17 марта 1924 г. он был утверждён епископом Смоленским. Епископ Валериан активно боролся с обновленцами и по их доносам был арестован 16 апреля 1924 г. (ордер №3295 от 16 апреля 1924 г.), обвинён в антисоветской деятельности, перевезён в Москву и заключён в Бутырскую тюрьму. Согласно удостоверению из Дела №161 Бутырской тюрьмы гражданин Рудич Василий Нестерович содержался в ней с 19 по 26 апреля 1924 г., а 27 апреля он был освобождён.

9 декабря 1924 года на основании ордера ОГПУ № 7634 епископ Валериан был вновь арестован по подозрению в антисоветской контрреволюционной деятельности. В Постановлении об избрании меры пресечения говорится, что им «распространялись разные ложные слухи и сведения по адресу Советской Власти, что им производилось как среди монашества Даниловского монастыря, так и среди лиц, имевших к нему какое-либо отношение, а потому, принимая во внимание что таковые действия РУДИЧА предусмотрены ст. 73 Уг. К., а так же и то, что наличие их следствием доказано в достаточной степени, постановил привлечь гражданина РУДИЧА Василия/Валериана/Нестеровича в качестве обвиняемого, предъявив ему обвинение по СЕМЬДЕСЯТ ТРЕТЬЕЙ/73/ ст.ст. Угол. Кодекса и избрать меру пресечения уклонения от следствия и суда содержание под стражей». Несмотря на то, что выдвинутые обвинения не были доказаны, Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 19 июня 1925 г. постановило: выслать епископа Валериана в Кир-край сроком на ТРИ года. Владыка Валериан был выслан на 3 года в Среднюю Азию, на поселении находился в городе Турткуль Каракалпакской автономной области. 5 октября 1927 г. участвовал в собрании шести ссыльных епископов в городе Ходжейли, на котором было решено принять «Декларацию» 1927 г. митрополита Сергия (Страгородского) и приветствовать легализацию органов церковного управления.

11 мая 1927 г. Валериан был назначен епископом Рославльским, викарием Смоленской епархии. 10 февраля 1928 г., после окончания срока ссылки, выехал в Москву. С 24 мая того же года – епископ Шадринский, викарий Пермской епархии, в 1928 г. временно управлял Свердловской епархией. С 13 мая 1930 г. – епископ Ржевский, викарий Тверской епархии, с 11 ноября 1930 г. – епископ Бакинский (к месту назначения выехать не смог). С 29 сентября 1931 г. – епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии (к Кирилловской епархии тогда относилась огромная территория 17 районов: Белозерский, Борисово-Судский, Вашкинский, Ефимовский, Кадуйский, Кирилловский, Мяксинский, Петриневский, Пестовский, Пикалевский, Пришекснинский, Тихвинский, Устюжский, Чарозерский, Чагодощенский, Череповецкий и Шольский районы. В то время епископ Валериан жил в г. Тихвине Ленинградской области). В 1932 – январе 1934 гг. возглавлял Череповецкое викариатство. В 1933 г. подвергся кратковременному аресту по подозрению в участии в контрреволюционной организации. В Постановлении об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения от 20 декабря 1933 года значится: «РУДИЧ Василий Нестерович изобличается в том, что является идейным вдохновителем контр-революционных церковно-монархических группировок в г. Ленинграде, Череповце и дает систематические указания по практической и к.р. деятельности церковников».

1 января 1934 г., находясь в Тихвине, был арестован по делу профессора СПб ДА Соколова Ивана Ивановича (ордер №46 от 31 декабря 1933 г.). Епископ Валериан обвинялся в том, что возглавлял “контрреволюционную монархическую организацию церковников”. К «Делу» были привлечены 175 человек. Арестован Владыка Валериан был у себя на квартире в г. Тихвине по адресу: ул. Пионерская, дом № 10, кв.3. Первый допрос был сделан в Тихвинском районном отделении ОГПУ 1 января 1934 года. Согласно протоколу допроса Владыка сообщил, что по приезде в Тихвин он ни в одном из районов епархии не был, «никуда из города кроме Ленинграда не выезжал. В Ленинграде был за это время два раза. Первый раз был там 2-3/XI за личными вещами и второй раз 6/XII выезжал служить в Александро-Невской лавре. Сдесь в Тихвине служил в церкви ежедневно. … В семейном кругу за чаепитием у тихвинских священников бывал у всех. Собиралось 2-3 человека. Разговоров на политическую тему у нас обычно не бывает… Кроме городских тихвинских священников никого из таковых не знаю … С заграницей никогда связи не имел и не имею».

Через несколько дней Епископ Валериан был переведен из Тихвина в Ленинград в Дом предварительного заключения с зачислением за 3-м отделением СПО ПП (Секретно-политическое отделение Полномочного представительства ОГПУ, где неоднократно подвергался допросам. Как отмечает в своем докладе Е. Стрельникова в своем докладе на XIV ежегодной Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского богословского института: «Не остается сомнений в том, как добывались показания в этом отделении. Следующий протокол помечен 13 января. Он составлялся более целенаправленно, с упором на “контрреволюционные” связи, организацию “ячеек”, “повстанческое движение”, подготовку иностранной интервенции, диверсионные акты и прочее. Трудно определить, что на самом деле говорил Владыка, но протоколы он подписал и виновным себя признал». В деле Р-49520 Центрального архива ФСБ России содержится множество протоколов допросов Владыки: 13 января 1934 г., 14 января 1934 г., 31 января 1934 г., 3 февраля 1934 г., 15 февраля 1934 г. В деле имеются протоколы допросов без указания даты.

По решению коллегии ОГПУ от 3 марта 1934 г. он был направлен в лагерь на 8 лет. В выписке из протокола заседания Коллеги ОГПУ от 3 марта 1934 года значится: «ПОСТАНОВИЛИ: Рудич Василия Нестеровича/в монашестве Валерьян/ заключить в Исправтрудлагерь, сроком на Восемь лет, считая срок с 1 января 1934 г.» . Срок отбывал в местах лишения свободы Архангельской области. Как отмечают В. В. Марковчин, М. В. Шкаровский: по существовавшей в те годы практике освобождения мест заключения для нового спецконтингента он вновь был арестован в Ухтпечлаге НКВД СССР в конце 1937 г.
В Постановлении об избрании меры пресечения от 14 декабря 1937 г. приводится следующая формулировка обвинения: «он среди заключенных проводит контрреволюционную пропаганду, о вере боге и восхваляет фашизм». В Протоколе допроса от 14 декабря 1937 г. епископ Валериан сообщает: «С заключенными я говорил о боге и о религии, я человек убежденный религиозный от религии не отказываюсь, иногда в лагере на вопросы по религии я давал ответы. Я говорил, что до революции я будучи служителем культа жил хорошо не сравнено лучше чем в лагере. … Обсуждая конституцию я говорил, что наступает новая эра в отношении религии, полагая что религия и служители культа будут поставлены в определенные условия, что поведет к устранению недоразумений какие могли быть раньше. … О фашизме и Гитлере да я интересовался, разузновал про рели (неразборчиво) происходит, но разговоров о них не вел». 27 декабря 1937 года тройкой при Управлении НКВД по Архангельской области приговорен к расстрелу. В выписке из протокола №45 от 27 декабря 1937 г. значится: «ОБВИНЯЕТСЯ в том, что отбывая наказание в Ухт. Печ. ИТЛ, систематически проводил среди заключенных к-р. агитацию. Дискредитировал политику ВКП/б/ и Сов. правительства. Восхвалял фашизм. Постановили: РУДИЧ Валериана Нестеровича РАССТРЕЛЯТЬ. Дело сдать в архив». Епископ Валериан был расстрелян 27 февраля 1938 года в Ухтпечлаге.

30 марта 1989 года епископ Валериан (Рудич) был реабилитирован прокуратурой г. Ленинграда по 1934 году репрессий. 16 ноября 1989 года епископ Валериан (Рудич) был реабилитирован прокуратурой Коми АССР по 1937-1938-м годам репрессий. В заключении обоих прокуратур значится: «Рудич Валериян Несторович попадает под действие ст. I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов»».

31 августа 1993 года был реабилитирован прокуратурой Московской области по 1925 году репрессий.

Использованные материалы
1. БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»
http://www.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/koi/nm/?HYZ9EJxGH…8E*
2. Биография на сайте «Русское Православие»:http://ortho-rus.tk/cgi-bin/ps_file.cgi?2_609
3. Валериан (Рудич), епископ Череповецкий./ Сайт Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии: https://kanonizacia.cerkov.ru/valerian-rudich-episkop-cherepoveckij/
4. В. В. Марковчин, М. В. Шкаровский «Валериан (Рудич)». Православная энциклопедия, т. 6, с. 528: http://www.pravenc.ru/text/153967.html
5. Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2001, 336с. С.131: http://listsbook.memo.ru/books/lavrinovekaterinburgskaya/lav…pdf

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?