#писатели
Валентин Петрович КАТАЕВ
Был сыном одесского учителя и приходился старшим братом писателю Евгению Петрову, которому в свое время и подсказал идею и сюжет «Двенадцати стульев», блестяще воплощенную братом вместе с Ильей Ильфом.
Сам же Катаев, как часто случалось с будущими прозаиками, начинал с поэзии. Первое стихотворение — «Осень» — опубликовал гимназистом в 1910-м в газете «Одесский вестник». Печатался также в «Южной мысли», «Одесском листке», «Пробуждении», «Лукоморье». В 1915 году, не окончив гимназии, пошел добровольцем на фронт Первой мировой, был дважды ранен, отравлен газами.
Притом активно выступал с корреспонденциями и очерками об «окопной» жизни солдат, полными сочувствия к рядовому человеку на войне («Письма оттуда», «Наши будни», «Ильи Муромцы»). Нарастающий в умонастроении борющихся сторон тех лет протест против войны выражен в рассказе «Ночью», запрещенном цензурой.
В 1919-м Катаев был мобилизован в Красную Армию, командовал артиллерийской батареей на Донском фронте. А возвратившись в Одессу, работал в ЮгРОСТА, посещал различные литературные кружки и объединения. Сблизился с Юрием Олешей, Эдуардом Багрицким, вместе с которыми сочинял агитационные тексты для плакатов.
С 1922 года Валентин Катаев жил в Москве, став постоянным сотрудником газеты «Гудок». Параллельно печатал юморески и фельетоны в «Правде», «Рабочей газете», «Труде» под псевдонимами Старик Саббакин, Ол. Твист, Митрофан Горчица. В раннем творчестве Катаева проявился своеобразный сплав реализма, иронии, доходящей до сарказма, романтической приподнятости и дерзкой фантазийности. Особенно это проявилось в рассказах «Опыт Кранца», «Золотое перо», «Записки о Гражданской войне», где налицо тенденциозно-контрастное «черно-белое» изображение происходящего.
Первый значительный успех принесла писателю повесть «Растратчики», где главенствуют «архетипические» герои-плуты русской литературы, от гоголевских Хлестакова и Чичикова до Остапа Бендера. В те же годы Катаев определяет и другие свои «магистральные» темы: историко-революционную, сочетающуюся с автобиографической (рассказы «Отец», «Родион Жуков», «Море»), и продолженную повестью «Белеет парус одинокий», по которой вскоре был создан одноименный фильм режиссера Легошина. Отдал он немалую дань и теме строительства новой жизни — пьеса «Авангард» о создании колхозов и написанный после поездки в Магнитогорск, заметно укрепивший популярность писателя роман-хроника «Время, вперед!» Это своего рода литературный шлягер, полный динамизма, советского пафоса и веры в «созидательную энергию масс», созвучной с тональностью стихов Владимира Маяковского, подсказавшего Катаеву название произведения.
«Белеет парус одинокий». Главными героями ее стали одесские мальчишки — гимназист Петя Бачей, названный по девичьей фамилии матери Катаева, и сын рыбака Гаврик Черноиваненко. Ребята оказываются в водовороте революционных событий 1905 года. Увлекательный сюжет, живописная предметность описания «фона» происходящего — суеты одесских улиц, рынка, порта, пляжа, несмолкаемого моря, гимназической жизни, сплав юмора, лиризма и героической патетики сделали это произведение одной из любимых детских книг в СССР. Повесть стала частью тетралогии «Волны Черного моря».
Стремлением показать историю страны через судьбу человека отмечена и повесть Катаева «Я, сын трудового народа», действие которой происходит во время немецкой оккупации Украины в 1918-м. Главными героями выступают фольклорные персонажи — бравый солдат Семен Котко и девица-краса Софья. Повествование насыщено описаниями украинских пейзажей, обрядов и обычаев. По сюжету повести Сергей Прокофьев написал оперу «Семен Котко».
В годы Великой Отечественной военный корреспондент Катаев писал фельетоны, очерки, рассказы, пьесы «Отчий дом», «Синий платочек». Но наибольшую популярность принесла писателю повесть «Сын полка» (Государственная премия, 1946). Это рассказ о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком. С легкой руки прозаика институт «сыновей полка» с тех пор утвердился в советской армии. Впоследствии была написана одноименная пьеса, снят фильм режиссера Пронина.
Начиная с середины 1960-х, писатель словно обрел новое дыхание и создал цикл мемуарных произведений, который вскоре назвали «новой прозой» Катаева (повести «Святой колодец», «Трава забвения», «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» и особенно «Алмазный мой венец» (озаглавленный строкой из чернового варианта «Бориса Годунова» Пушкина), в котором известные писатели выведены под «знаковыми» прозвищами, например, Командор — Владимир Маяковский, Королевич — Есенин и т. п. Тогда весь читающий Советский Союз дружно разгадывал катаевские загадки-клички, особенно касающиеся тех литераторов, которые в Стране Советов были под запретом, скажем, Колченогий (это Владимир Нарбут) или тот же Мандельштам.
Многие именно оттуда узнали нюансы взаимоотношений писателей в 20—З0-е годы и почти анекдотические детали их судеб. Автор «Зависти» и «Трех толстяков» Юрий Олеша при выходе из ресторана увидел человека в форме и потребовал извозчика. А в ответ услышал: «Я не швейцар — я адмирал».
— Тогда — катер! — уточнил писатель.
Правда, многие усматривали субъективность оценок и преувеличение собственной роли автора. Скажем, на самом ли деле Сергей Есенин, нагрузив целый воз купленного на гонорар сельхозинвентаря, поехал именно с Катаевым на вокзал, где все и пропил с другом Валентином в вокзальном ресторане, включая билеты на поезд? Некоторые сочли, что автор кое-где переврал и судьбу поэта Владимира Нарбута.
Так или иначе, своим неоднозначным произведением Катаев поднял интерес ко многим главенствующим фигурам русской литературы Серебряного века.