Настоятельский корпус с колокольней
Каменная трехъярусная шатровая колокольня с 13-ю колоколами построена в 1679–1689 годах. В 1842 году ее перестроил архитектор Александр Харулин, и к концу века на ней было уже 17 колоколов. Самый большой, отлитый в 1883 году на колокольном заводе Смирновых в Валдае, весил 7 тонн. «Полиелейный», весом 3 тонны, отлит там же. Самый старый колокол, весом около 600 килограммов, назывался «Никоном».
Настоятельский корпус, примыкающий к колокольне с востока, имеет два этажа и подвалы. Поскольку корпус стоит на склоне оврага, с южной стороны стены подвалов возвышаются над землей на значительную высоту в 2,5 — 3 метра и воспринимаются как еще один, третий этаж. Уцелевшие на восточном фасаде незначительные фрагменты декора напоминают о его прежней архитектуре. До нас, к сожалению, дошел лишь единственный образец монастырских изразцов XVII века. Это изразцовый наличник на восточной стороне Настоятельского корпуса.
Новый способ изготовления многоцветных изразцов принесли с собой на Валдай мастера из Белоруссии. В основном они выделывали печной кафель, широко применявшийся в то время в комнатных печах. Кафель изготовляли со слегка выступавшим барельефным растительным орнаментом. Блестящая полива с бликами, дающими игру света, придавала ему нарядный и праздничный вид. Изразцовое производство стало одним из самых крупных при монастыре. В 1655 году, когда строительство здесь только разворачивалось, настоятель докладывал Никону: «А глину, государь, отыскали в селе Богородицыне (одно из названий села Валдай), добра, а в той глине делает месщанин Копоса города Игнат Максимов изразцы пешные, и на то изразцовое дело избу ему с сенми поставили».
В 1656 году по требованию Никона на патриарший двор в Тверь были посланы комплекты изразцов «с разными красками» для пяти печей. Изразцовые печи ставили также в монастырских постройках, в гостиных дворах и в самом Валдае. Много изразцов, по-видимому, шло на продажу, а также посылалось из монастыря в подарок высокопоставленным особам.
Монахи заботились о расширении изразцового дела, совершенствовались и учились изготавливать особо изысканные «кафли». В монастырских документах середины 60-х годов XVII века часто упоминается имя «печара» (печного мастера, делавшего изразцы) «Якушки Степанова, сына Червякова». Он же обучал и монаха Селивестра «как на кафли краски розные наводить». Впоследствии лучших валдайских мастеров изразцового дела Никон забрал в строившийся Воскресенский монастырь на Истре.
Северный и восточный фасады, обращенные к площади и собору, были богато декорированы нишками, вертикальными колонками, горизонтальными валиками, поясками и изразцово-кирпичными наличниками окон. Весь набор декоративных элементов был собран в широкий фриз, протянувшийся по всей длине восточного фасада на уровне оконных проемов. А с южной стороны стены подвалов, лишены какого-либо украшательства.
http://valday.com/iversky_kolokolnya/1/comments
Каменная трехъярусная колокольня с 13-ю колоколами построена в 1679–1689 годах. В 1842 году ее перестроил архитектор Александр Харулин, и к концу века на ней было уже 17 колоколов. Самый большой, отлитый в 1883 году на колокольном заводе Смирновых в Валдае, весил 7 тонн. «Полиелейный», весом 3 тонны, отлит там же. Самый старый колокол, весом около 600 килограммов, назывался «Никоном».
В XX веке обитель была разорена, в 1991 году началось ее возрождение. В 1994 году на ее территории проходил Всероссийский фестиваль звонарей, для которого был закуплен комплект колоколов, переданный затем в дар монастырю. В 2001 году завершена реставрация колокольни.
http://expo.pravoslavie.ru/expo/bells/365.html