Валдай. Иверский монастырь.

Иверский монастырь основан в 1653 г. патриархом Никоном. Многократно горел, в 1927 г. закрыт и разорен. Икона Иверской Божьей Матери вывезена неизвестно куда. Вновь открыт в 1997 г.

Монастырь расположен в одном из островов живописного Валдайского озера, в 3-х км от г.Валдая. В монастыре было 5 храмов: Успенский собор 17 в., Богоявленская церковь, церковь во имя Сошествия Святого Духа, храм во имя св. Иакова Боровичского, во имя Архангела Михаила и храм свт. Филиппа, митр. Московского.
По книге: Справочник-путеводитель «Монастыри Русской Православной Церкви» /под ред. Рудин и Кузнецов. 2001 г.

Иверский Богородичный Святоезерский монастырь, 1 класса, близ города Валдая, на одном из островов Валдайского озера. Основан в 1653 году патриархом Никоном по образцу Афонского Иверского монастыря. Здесь находится часть мощей блаженного Иакова Боровицкого (см. 23 октября). В Успенском соборе, построенном патриархом Никоном, находится принесенная сюда с Афона в 1656 году Иверская икона Божией Матери (см. 31 марта); празднество этого перенесения совершается 12 февраля.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

В 1652 году, по поручению царя Алексея Михайловича, Новгородский митрополит  Никон отправляется в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа митрополита Московского. Святитель пострадал в правление Иоанна Грозного в 1568 году за обличение царских беззаконий и жестокостей. Никон прочитал перед гробом святителя Филиппа царскую грамоту и принес покаяние от имени царя за беззаконие своего предка. Митрополит Никон с торжественным шествием возвратился с мощами святителя Филиппа в Москву. По дороге, в сонном видении, ему явился святой Филипп и благословил его намерение о построении обители на Валдае.
Вступив на первосвятительский престол, Никон высказал свое намерение, основать монастырь на Валдайском озере, царю Алексею Михайловичу. Государь одобрил просьбу Патриарха и выделил из государственной казны огромные средства для скорейшего построения обители. Летом 1653 года первосвятитель послал на место строительства искусных зодчих, множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый — во имя святителя Филиппа митрополита Московского.
Патриарх всей душою стремился как можно быстрее взглянуть на свое детище. При первом посещение строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкий, а так же нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.
Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. На месте остановки гроба была построена деревянная часовня, и очень скоро вблизи часовни забил целебный источник. За время от явления святых мощей до их переноса в Иверскую обитель сохранилось двенадцать письменных свидетельств о чудесных исцелениях различных болезней.
24 февраля 1654 года в соборном храме Иверского монастыря состоялось торжественное переложение мощей праведного Иакова из ветхой деревянной раки в серебряную. В тоже время в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и других многих святых. В мае того же года, дается царская грамота с закреплением за обителью не только Валдайского озера с островами, но и других многочисленных земельных вотчин и монастырских угодия близ лежащих обителей. Так же закрепляются села: Валдай, Боровичи, Вышний Волочек, и ямы: Выдропужск, Едрово, Яжелбицы. Среди русских монастырей не много имеется обителей, которые за короткое время были бы так быстро обогащены угодиями и возведены так скоро на одинаковую степень с древними монастырями.
В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх — Иоаким, а так же Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве. Новая типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря. Стараниями братии через два года удалось наладить печатное дело, и за 8 летнее существования ее в монастыре было издано: «Часослов», два издания, (1657 и 1658 гг.); «Рай мысленный», сочинение инока Стефана Святогорца с приложением, куда вошли повествования Никона: о строении Иверской обители на Святом озере и о явлении и перенесении святых мощей праведного Иакова Боровичского, (1659 г.); «Брашно духовное», (1661 г.); грамота царя Алексея Михайловича на жалование вотчин и привилегии Иверскому монастырю, (1665 г.).
В 1656 году была закончена первая постройка монастыря — Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами. 16 декабря этого же года в торжественной обстановки был освящен соборный храм обители. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Крутицкий Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. На средства патриарха к этому торжеству был вылит специальный колокол мастером Александром Григорьевым. Колокол весил 1000 пудов, и имел изображение Патриарха Никона. Даже недостроенный монастырь поражал взор прибывших богомольцев на освящение обители. Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.
Монастырь получает статус первоклассного, так же возрастает число братии до 200 человек. Особое положение обители отмечалось архимандритским саном настоятеля и правом его совершать богослужение в митре, с палицей, с рипидами, на орлицах и с осенением, а с 1759 года митрополитом Новгородским Димитрием дозволено было носить мантию со скрижалями и архиерейский посох. Таким преимуществом пользовались настоятели Иверской обители вплоть до ее закрытия в 1919 году.
Недолго пребывала Иверская обитель в цветущем состоянии. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Первосвятитель был осужден и низложен с патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, также были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.
Главное сооружение Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одно из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. До сего дня, от первоначального убранства собора сохранились кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.
После событий 1917 года положение монастыря изменилась в худшую сторону. С января 1918 года Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, а так же овощи и фрукты. В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным Советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров — занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению. В 1927 году монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.
За время Советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.
В июне 1991 года решением Исполкома Новгородского областного Совета народных депутатов Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь был возвращен Русской Православной церкви и перешел в ведение Новгородской епархии. И уже 15 августа 1991 года город Валдай посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это событие стало настоящим духовным праздником. Он побывал в Иверском монастыре, где отслужил молебен перед чудотворным образом Иверской Божией Матери и дал благословение на восстановление обители.
21 августа 2001 года состоялся официальный визит президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, в ходе которого был осмотрен архитектурный ансамбль. Владимир Владимирович Путин поставил свечи перед чудотворным образом и в дар монастырю передал еще один список иконы Божией Матери Иверской.
12 января 2008 года Святейший Алексий II Патриарх Московский и всея Руси совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме монастыря, перед тем совершив чин Малого освящения собора. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России В.В. Путин. 19 сентября 2009 года нашу Иверскую обитель посетил Святейший Кирилл патриарх Московский и всея Руси.
Самое главное сейчас, что исторические традиции не прервались, удалось отстоять еще один Остров Православия. Русский Север украшен еще одной жемчужиной – возрожденной Иверской обителью. Его многовековые преображенные белоснежные стены, величественно отражаются в зеркале святого Валдайского озера, находящегося в уникальном природном национальном заповеднике. И какое сердце русское не порадуется, видя эту неземную красоту!
По материалам, размещенным на сайте Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря

Одно из самых больших и живописных озёр Новгородской области — Валдайское — подступает почти к самому Санкт-Петербургскому тракту. Далеко, на острове, хорошо видны постройки Валдайского Иверского монастыря, а на берегу, спускаясь с прибрежных холмов, расположился город Валдай.
Валдайское селище Короцкого погоста Деревской пятины впервые упоминается в Новгородских писцовых книгах 1495 года. В то время здесь было всего два двора и жил крестьянин «Якушка Демихов с сыном Климкой». В 1754 году Валдай уже был «государевым селом», где имелось «40 дворов торговых и мастеровых людей да 4 двора церковных соборян», а уже спустя десятилетие число дворов выросло вдвое. Своему росту Валдай обязан прежде всего «государевой дороге» Москва-Новгород. Много раз проезжал по этой дороге митрополит Новгородский Никон, и, возможно, тогда у него зародилась мысль построить обитель на одном из островов Валдайского озера. Этот план был реализован в 1652 году, когда Никон стал Патриархом Московским и всея Руси.
Валдайский Иверский монастырь — первая грандиозная постройка, осуществлённая патриархом Никоном. «Никон своими стараниями воздвиг близ города Новгорода новый монастырь среди острова, соперничая в этом с постройками царских мастеров», — писал о Валдайском монастыре сирийский путешественник ХVII века Павел Алеппский. Действительно, борясь за верховенство духовной власти над светской, патриарх Никон стремился воздвигать постройки, превосходящие царские. Все они по своему замыслу и прежде всего по названиям — Новый Иерусалим, Крестный монастырь — обозначали международную ориентацию, стремление Никона расширить пределы русской православной церкви на весь мир. Так Иверский монастырь на Валдайском озере стал символическим повторением афонского монастыря Ивери, традиционно считавшимся главным грузинским монастырём на святой Горе. Создавая одноимённый монастырь в России, Никон демонстрировал связь Русской и Грузинской церквей.
Строительство монастыря началось в первый год патриаршества Никона. Посланные им на поиски места для новой обители строители избрали под будущий монастырь небольшой остров на валдайском озере — «не зело велик, но зело красен и рыбными ловлями окружен». Вырубив росший на острове лес, строители начали возводить большой каменный собор «с папертями на подклетях», как в Соловецком монастыре. Главный Успенский собор возводил зодчий Аверкий Мокеев, подмастерье каменных дел из Калязинского Троицкого монастыря, впоследствии строивший для Никона Новоиерусалимский монастырь под Москвой. Из Торжка приехал кузнечных дел мастер Васька Яковлев Головня, из Москвы — кирпичники и обжигальщики. На месте организовали выделку кирпича, начали обучать строительным ремёслам набранных для строительства «работных людей». Летом на лодках, зимой по льду Валдайского озера крестьяне везли на остров камень и дубовые сваи. Строились трапезная, патриарший дворец, колокольня. Из Белоруссии в Валдай было переселено множество семей «мастеровых людей», и один из них, «ценинных дел мастер» Игнат Максимов из Копыси, организовал здесь производство цветных изразцов, которые стали известны далеко за пределами Валдая. Белорусские корни жители города прослеживались ещё 100 лет спустя, и академик Паллас, посетивший Валдай в 1768 году, отмечал, что «его веселые жители произношением и некоими речами еще и ныне несколько изъявляют белорусское свое просхождение». А для заселения новой обители сюда были переведены иноки Оршинского Кутеинского монастыря из Орши, которые привезли с собой типографию, и с 1657 года в монастыре началось книгопечатание. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве. Новая типография располагалась в угловой Патриаршей башне монастыря, и здесь Никон напечатал свою книгу «Рай мысленный».
В 1656 году была закончена первая постройка монастыря — Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами. 28 августа 1656 года собор был освящён. На освящении присутствовал Антиохийский патриарх Макарий, но самого Никона не было. Он собрался в свой новый монастырь только в сентябре, но поездка неожиданно затянулась: в Твери патриарх неожиданно заболел и смог прибыть на Валдай только в декабре. С ним приехала и царица с домочадцами, а также высшее духовенство из столицы. Даже недостроенный, монастырь поразил всех. «Поистине нет ему подобного в мире», — отозвался об Иверском монастыре Павел Алеппский. Могучий белоснежный собор, словно высеченный из монолита, украшал золочёный пятиярусный иконостас и огромное паникадило «желтой меди», специально выписанное из-за границы, «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами». В монастырском соборе покоились мощи св. Иакова Боровичского. Святыней монастыря была Иверская икона Божьей Матери — копия хранящейся на Афоне. Наслушавшись рассказов о сотворённом Никоном чуде, в Валдайский монастырь засобирался и царь Алексей Михайлович. Строители монастыря заторопились. Никон слал на Валдай одну за другой грамоты, указывая, что надо ещё сделать: украсить Успенский собор «стройно и чинно», «велеть вырезать хорошо» царское место — резной балдахин, в окрестных деревнях поставить новые дворы, а старые починить. Аверкий Мокеев завершил строительство трапезной. Никон прислал в монастырь гарнизон для охраны — 200 стрельцов с пушками. Но человек предполагает, а Бог располагает — и тщательное приготовление к встрече царя оказались напрасными. В результате вскоре начался затяжной конфликт патриарха с царём. Никон демонстративно оставил Москву и удалился в Новый Иерусалим, где затеял новое грандиозное строительство. Он вытребовал сюда Аверкия Мокеева и других мастеров с Валдая. Строительство Иверского монастыря замерло. Последний раз Никон побывал в Иверском монастыре в 1659 году. Он прожил здесь несколько месяцев и навсегда покинул Валдай, так и не увидев своё детище достроенным. Только в 1666 году было завершено возведение колокольни, и лишь в конце ХVIII века сооружены каменная ограда, Святые ворота с надвратной церковью Архистратига Михаила и корпуса келий.
Главное сооружение Иверского монастыря, Успенский собор, и 300 лет спустя не утратил своего величия. Это одна из самых больших построек ХVII века в России. Здание отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Сохранились иконостас и резные дубовые двери, выполненные белорусскими мастерами, которые позже принимали участие в возведении Новоиерусалимского монастыря. Обитель окружена стенами с декоративными башенками, на шпилях которых сохранились фигурки трубящих ангелов. Строительство, затеянное Никоном, не вызвало восторга у местных жителей — Никон приписал Валдай, до того бывшим дворцовым селом, к монастырю, и эту утрату свободы валдайские жители Никону простить не могли. Поэтому день освобождения от монастырской зависимости — 15 (28) августа — бурно и торжественно отмечался жителями Валдая вплоть до 1917 года. Предание связывает это событие с именем Петра I, который как-то августовским днём посетил Иверский монастырь. Основание Петербурга дало новый толчок развитию Валдая. К концу 1760-х годов он стал одним из крупнейших селений на Санкт-Петербургском тракте и даже конкурировал с Новгородом: так, в 1765 году, отвечая на запрос Сената, «отчего Новгорода купечество в великое умаление и убожество пришло», новгородский магистрат в качестве одной из причин называл конкуренцию со стороны валдайских торговых крестьян и ямщиков. Но Иверский монастырь уже к концу ХVII века совсем оскудел и в 1712 году был приписан к Александро-Невской лавре. Только в 1740 году монастырю была возвращена самостоятельность. А потомки привезённых Никоном на Валдай мастеров ещё многие годы спустя слыли искусными ремесленниками.
Особую известность Валдаю принёс колоколитейный промысел, составивший отдельную страницу в истории русских народных промыслов. Сказывают, будто не то при Иване Васильевиче III, не то при Иване Васильевиче Грозном везли из Новгорода снятый по приказу царя новгородский вечевой колокол, да упал он с саней, покатился с горки, да и разбился на мелкие осколки, а валдайцы подобрали эти осколки и стали лить из них свои колокольчики. Отливали здесь и большие колокола, например, для Александро-Невской лавры и Смольного монастыря в Санкт-Петербурге, но основной продукцией были всё же поддужные колокольчики — звонкие, с удивительно чистым звуком.
Из книги: Низовский А.Ю. «Православные храмы и монастыри». — М.: Вече, 2005 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?