Главный декоратор Москвы… Это — Карл Федорович Вальц, человек, который в течение 65 лет (!)отвечал за декорации, чудеса и феерии на сцене Большого театра и десятка других театров по всей стране. Именно он создавал всю техническую часть волшебных представлений Лентовского в «Эрмитаже», и он провел девять «Русских сезонов» с Дягилевым, начиная с самого первого. В общем, у меня новый любимец в моей армии мертвецов.
Карл Федорович родился в Петербурге в семье театрального машиниста-механика. В восемь лет папа отправил его в Дрезден учиться декораторскому мастерству, в десять лет он вернулся домой уже готовым к работе. Как раз тогда сгорел Большой театр, и папу позвали делать там после пожара новую сцену. Семья переехала в Москву и мальчика почти сразу взяли работать в Большой. Перед его глазами пронеслась вся история театра: от бушевавшей там итальянской оперы до становления русской. Как я уже написала, кроме Большого он работал почти везде, потому что специалистом был уникальным. Он не просто делал декорации, он продумывал механизмы, которые оживляли действо, создал первую в мире поворотную сцену, при строительстве оперы в Париже французы попросили его сделать чертежи для сцены.
Вот, как описывают то, что он делал: «Чудеса превращения мрачных замков в роскошные сады с фонтанами, провалы городов, пожары, появление плывущих по морю кораблей, колоссальные разрушения, приводящие зрителей в смятение и ужас – все это было делом фантазии Вальца».
«Маленького роста человек с румянцем на лице и черными в стрелку закрученными усами, в пенсне, он всюду свободно и легко подымался по высоким лестницам…был беспокойным Фигаро и действовал».
Под конец жизни написал книгу мемуаров «Шестьдесят пять лет в театре». Почитайте, хоть она и написана просто, но от объема информации о его знакомых актерах, деталях его мастерства, атмосфере, которая царила в его работе вам станет по-хорошему дурно.