Скит во имя Коневской иконы Божией Матери
От западных ворот Большого скита дорога, проложенная через лес и скалы в 1863-1864 гг., ведет к трем живописным озерам. Крупнейшее из них — Игуменское. С 1827 г. семь лет на его берегу в деревянной келье подвизался будущий игумен Дамаскин. Теперь только самая большая на Валааме лиственница (высотой 32 м диаметром обхвата 1 м), да фундамент напоминают о пустыннике.
В 1870 г. игумен Дамаскин на месте прежнего своего уединения задумал устроить скит во имя Коневской (Акафистной) иконы. Ею в 1393 г. благословили на Афоне Преп. Арсения на основание в северных пределах Руси монастыря во имя Пресвятой Богородицы. Особенностью иконы являются два голубиных птенца, которых держит Богомладенец — очистительная жертва за младенца мужского пола. Преп. Арсений основал Коневский монастырь, от которого икона получила свое имя. Она особо почиталась в С.- Петербурге, Новгороде, Приладожье. С 1956 г. чудотворный образ находится в соборе Ново-Валаамского монастыря. Бывшая в скиту копия этой иконы утеряна.
Проект деревянной церкви на скалистом мысу между озерами Игуменским и Мустаярви составил Е И. Карпов. Скромный одноглавый храм с колокольней над притвором, самый маленький на Валааме, встал рядом с двумя избами-кельями. На праздники приезжал служить с близкого Порфирьевского острова схиигумен Федор, живший на нем в уединении 15 лет. С соседних островов на Порфирьевский он возил землю, носил до 150 ведер воды для поливки разведенных им сада и огорода, а остальное время славил Бога в часовне во имя Преп. Серафима Саровского. О службе о. Федора и о. Николая в Коневском скиту писал Б. К. Зайцев.
В середине 1950-х годов строения Коневского скита были разобраны до фундаментов. Церковь была перевезена на Центральную усадьбу и приспособлена под кормокухню для свинарника. Позже оскверненная святыня была почти полностью уничтожена пожаром.
Официальный сайт Валаамского монастыря
На Валааме каждый скит имеет свой неповторимый облик. Коневский скит, расположенный в полукилометре к северу от горы Елеон, на берегу трёх соединённых между собой внутренних озёр, — самый маленький, тихий, уютный. Здесь никогда не было многолюдно. Число его братии не превышало трёх человек: старца и 1-2 послушников. Церковь скита, установленная на живописном мысу между двух озёр, была перестроена по проекту архитектора Г. И. Карпова из часовни, находившейся прежде на Предтеченском острове. Главным украшением этой церковки стала её гаромоничная вписанность в окружающий пейзаж, когда скромность, ненавязчивость архитектурных форм ещё более подчёркивает лиричность, редкую для сурового Валаама задушевность этого уголка острова. Освящена церковь была игуменом Дамаскиным в 1870 году в честь Коневской иконы Божией Матери, которая была привезена с Афона в конце ХIV века новгородским иноком Арсением и особое почитание получила в Приладожье. Имея при себе этот благодатный образ, прп. Арсений в 1393 году согласно одному из списков его жития посетил Валаам, где застал «многолюдное иноческое братство». С Валаама он поплыл дальше, но внезапная буря прибила его лодку к безлюдному острову Коневец. Арсений, повинуясь воле Божией, остался на Коневце, где положил начало монашеской обители во имя Рождества Пресвятой Богородицы. И монастырь, и чудотворный образ Матери Божией стали с тех пор именоваться «Коневскими».
Валаам всегда был теснейшим образом связан с Коневцом. Эти две островные ладожские обители несли одинаковое миссионерское служение, просвещая карельские земли светом Христовым, а в более позднее время — свидетельствуя о православии в лютеранской Финляндии. И совсем неудивительно что на месте своей «возлюбленной пустыни» игумен Дамаскин основал скит с таким посвящением. Этим он подчеркнул и особое почитание чудотворного Коневского образа Божией Матери, и уважение к соседней древней обители. В этой пустыньке он молился, переписывал книги, резал для обители деревянные ложки. Устав Коневского скита был достаточно строгим. Братия здесь старательно упражнялась в послушании и молитве. Скитская трапеза круглый год была постной: не полагалось ни молочных, ни рыбных блюд. В будние дни они поочерёдно читали в храме Псалтырь, занимались хозяйством, возделывали сад и огород, следили за искусственными посадками редких пород деревьев в близости от скита, присматривали за пустынькой игумена Дамаскина и показывали её паломникам.
Коневский скит, несмотря на свою строгость, не был закрыт для гостей. Его насельники имели благословение принимать и утешать каждого пришедшего гостя с определённым недугом. В начале ХХ века в скиту подвизался старец Сысой, а с 1926 года по 1940 г. — схимонах Николай. Страницы книг замечательных писателей Русского Зарубежья — Ивана Шмелёва и Бориса Зайцева — донесли до нас живые образы этих старцев.
В середине 1950-х годов все постройки Коневского скита были разобраны «на хозяйственные нужды», церковь приспособлена под кормокухню и позже сгорела. Келейный храм и дом игумена, которыми любуются туристы и паломники сегодня, были воссозданы в 2003-2004 гг. Их срубили архангельские плотники на материке, потом перевезли на Валаам и установили на своих исторических фундаментах. Интерьер церкви украшает выполненный из липы суздальскими мастерами в стилистике ХVI века, резной иконостас.
Из путеводителя: Ирина Матвеева «Валаам. Сортавала. Рускеала». — Издание альманаха «Сердоболь», 2021