Устройство Гефсиманского скита завершило создание на Валааме «русского Иерусалима», по масштабу сопоставимого только с Новым Иерусалимом Патриарха Никона (XVII в.). При о. Маврикии закончилось строительство Новоиерусалимского (Воскресенского) скита. Гора, на которой он стоит, получила название Сионской; протока за ней, соединяющая Ладогу и Никоновское озеро, — Кедрона. К северу от Гефсимании — 30-метровая Елеонская гора, вершину которой украшает пятиглавая деревянная часовня в русском стиле. Она была освящена в 1912 г. во имя Вознесения Господня.
http://monasterium.ru/
Валаамский Гефсиманский сад, раскинувшийся под Елеонской горой, был разбит в начале XX века. Земли, лежащие дальше по направлению к Центральной усадьбе, также получили палестинские названия: обширный луг, отделенный от Гефсимании небольшим участком леса, стал именоваться «Иосафатовой долиной», искусственный канал, пересекающий дорогу, — «рекой Иордан», а Лещовое озеро, куда он впадает, — «Мертвым морем».
Но Гефсимания, равно как и скит Воскресения Господня, занимает, конечно, совершенно особое место в архитектурно-ландшафтном комплексе валаамского Нового Иерусалима. Гефсиманский сад в Палестине — одно из главных мест паломничества христиан со всего мира. В подземном храме Успения, сохранившем свой облик с XII в., над местом погребения Божией Матери, также как и в храме Воскресения Господня, была сооружена мраморная кувуклия. В церковных песнопениях Гефсиманию называют «Богородицы святым домом». Поэтому не удивительно, что одновременно с разбивкой Гефсиманского сада на Валааме, здесь была поставлена и часовня в честь Успения Божией Матери. В 1911 года она была расширена и перестроена под церковь.
В 1911-1912 гг. Гефсиманский сад был обращен в скит. В комплекс Гефсиманского скита входит часовня Вознесения Господня на горе Елеон. Именно такое название, следуя палестинской топографии, получила возвышающаяся скалистая гряда по берегу Малой Никоновской бухты.
И валаамские гости, также как и паломники во Святую Землю, поклонившись святыням Гефсиманского сада, непременно совершали восхождение на Елеон «Масличную» гору (от греческого слова елей –«оливковое масло») или, как ее еще называют, «Гору Вознесения».
Валаамская гора Елеон, расположенная над Гефсиманским скитом, поднимается над уровнем Ладоги более чем на 30 м. «Спрятавшись» под крутым обрывом этой евангельской горы, расположен поклонный крест, который виден при переходе через Кедронский поток. Это одно из красивейших мест Валаамского архипелага. Точно так же и в Палестине с горы Елеон, самой высокой в окрестностях Иерусалима, открывается захватывающий вид на древние холмы, скалы, ущелья и широко раскинувшийся святой город.
Здесь, на Валааме, в нач. XX в., когда создавался комплекс Нового Иерусалима, лес был ниже и прозрачнее. Поэтому с вершины Елеона, в символическом соответствии с прообразом, также был виден Воскресенский скит, расположенный на горе Сион с его золотыми главками и красными стенами в окружении диких скал и вод.
В 1912 году, когда строительство Гефсимании на Валааме подходило к концу, в этом живописнейшем месте была поставлена часовня Вознесения Господня.
Автор ее проекта неизвестен, но архитектурное — равно как и цветовое — решение выдержано в едином стиле с церковью Гефсиманского скита.
Часовня представляет собой простое, квадратное в плане, рубленное из бруса «в лапу» и обшитое тесом здание. В его декоре использована накладная резьба, которая идет вдоль карниза, по стойкам крыльца и по наличникам окон в куполе. Резные двери и наличники больших окон — утрачены.
Достаточно нарядно выглядит вход в часовню: это открытое крыльцо под двускатной кровлей, опирающейся на 6 столбов, с фронтоном в виде «бочки», боковое ограждение крыльца имеет оригинальный, как бы «плетеный» рисунок.
Но, безусловно, главным украшением Вознесенской часовни служит ее пятиглавие. Именно высокий, восьмигранный купол и 5 луковичных главок небесно-голубого цвета, увенчанных золотыми крестами, отличают ее от всех других валаамских часовен (которых в начале XX века было на архипелаге более 20). Число 5 — символично. Центральная, приподнятая над другими глава обозначает Господа Иисуса Христа, Который, согласно православному вероучению, является главой Церкви. Окружающие ее 4 главки символизируют 4-х апостлов-евангелистов — Матфея, Луку, Марка и Иоанна.
Традиционно на Руси пятиглавием украшали лишь церкви и соборы, часовни же строили одноглавыми. Ставили их на перекрестках дорог, у речных перевозов (эти часовни, как правило, посвящали, свт. Николаю Чудотворцу — покровителю всех путешествующих по водам), при монастырских подворьях, а еще в тех местах, где свершилось некое чудо или знаменательное событие. Можно сказать, что часовни — это специально обустроенные для молитвы места. Дома — будь то город, деревня или монашеская обитель — каждый православный человек имел свою божницу, «красный угол», куда бы он мог обратиться во время молитвы. А вот вне дома, на широких (и не всегда спокойных) русских просторах такими «Божьими уголками» часто становились часовни. В них можно было не только помолиться, но и передохнуть, укрыться от непогоды.
Писатель И.С. Шмелев, посетивший Валаам в 1896 года, писал: «Куда ни пойдешь на Валааме — всюду встретишь, совсем нежданно, крест гранитный или часовню. Дверь открыта, на аналое крест и евангелие, псалтырь старинный, и благодатно взирает Богоматерь, или Спаситель, кроткий, призывает к Себе трудящихся и обремененных. (…) Необыкновенное чувство испытываешь, когда увидишь лесную часовенку такую: так вот, будто, и осветит, и дебри не хмурятся и не пугают глушью, а свято смотрят, в самую душу проникают. И веришь, знаешь, что это все — Господне…».
Однако часовня и храм имеют одно принципиальное различие. В часовне нет алтаря, и, соответственно, в ней нельзя служить Литургию, которая является средоточием, центром всей церковной жизни. Во время совершения Литургии происходит величайшее таинство — таинство Евхаристии или Причастия. Поэтому в Палестине везде, где свершались события земной жизни Спасителя, были построены церкви.
На вершине горы Елеон величественный храм Вознесения Господня был сооружен еще в IV в., при святых равноапостольных императоре Константине и царице Елене. Но в VII веке он был разрушен до основания персами.
Сейчас этот участок принадлежит мусульманам. Территория бывшего храма обнесена стеной, а за ней на месте Вознесения Господа построена часовня (только в отличие от валаамской выполнена она не из дерева, а из природного камня).
Три раза в год мусульмане за плату предоставляют христианам возможность совершить в этой часовне богослужения. Понятно, что праздник Вознесения отмечается там с особой торжественностью, в присутствии большого числа паломников.
Часовня Вознесения в Иерусалиме представляет собой небольшое здание, перекрытое полусферическим куполом, восьмиугольное снаружи, и скругляемое до ротонды внутри. Нижний восьмерик украшен арочными нишами с небольшими коринфскими колоннами на углах, с византийскими резными кентаврами в капителях.
Напротив западного входа, в полу часовни, находится камень, обрамлённый прямоугольной мраморной рамкой, врезанной в естественную скалу. Камень имеет выемку в форме отпечатка левой человеческой стопы. Стопа Спасителя или «стопочка», как называли этот камень русские паломники, вызывала у них трепет. «Случайность сходства тут, по крайней мере для меня, немыслима», – убеждает архимандрит Антонин (Капустин) в своих записках. Поскольку Стопа Спасителя обращена на север, русские паломники делали из этого вывод, что «Он возносился на небо с лицом, обращённым к северу, к России, и, возносясь, благословлял её».
По материалам: https://www.ippo.ru/