Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Гефсиманский скит.

В небольшой деревянной часовне Гефсиманского скита была когда-то только одна икона, изображавшая Моление о чаше. Часовня, рубленая из брусьев и обшитая тесом, построена в стиле деревянных церквей Средней Руси. Она украшена сквозной резьбой, примечателен резной орнамент над входом, на колонках, пилястрах на углах. На восьмигранной «шее» — луковичная главка.
Первоначально у дороги, ведущей в монастырь, построили деревянную часовню. В 1911 г. она была расширена за счет пристройки алтаря и обращена в церковь. План деревянной Успенской Церкви, как и часовни, рубленной из бруса и обшитой тесом, напоминает план Воскресенского храма. С запада к церкви примыкает трехъярусная колокольня традиционного типа «восьмерик на четверике» (восьмигранник, где находились колокола, на четырехграннике). У входа — крыльцо на колонках с «глухой» резьбой, с висячими гирьками, пришедшими из каменного зодчества. К прямоугольной в плане церкви пристроен пятигранный алтарь. Центральная глава имеет «древнерусское» шатровое завершение о луковичной главкой, четыре боковые главки находятся на коньках двускатных крыш. Успенская церковь имеет самое сложное декоративное убранство среди всех деревянных построек на Валааме. Здесь и пилястры по углам здания, и карниз с накладным резным орнаментом, и наличники окон с килевидным завершением, и арочки, колонки и прямоугольные зубцы -«сухарики» на центральной главе и колокольне. Во славу Божию трудились безвестные валаамские мастера.
За церковью, среди пихт, два рубленых и обшитых тесом келейных корпуса для братии (здесь жило 8-10 человек). Небольшая пихтовая аллея ведет к Малой Никоновской бухте — самой спокойной на Валааме. Берега ее замечательно красивы. Сюда прибывали тысячи паломников на судах из Петербурга. И здесь, как и в Никольском скиту, установлен поклонный крест.
Источник: Валаамский монастырь и его подвижники. / Автор-составитель свящ. Александр Берташ. — Изд. 5, испр. и доп. — СПб, 2011.

Устройство Гефсиманского скита завершило создание на Валааме «русского Иерусалима», по масштабу сопоставимого только с Новым Иерусалимом Патриарха Никона (XVII в.). При о. Маврикии закончилось строительство Новоиерусалимского (Воскресенского) скита. Гора, на которой он стоит, получила название Сионской; протока за ней, соединяющая Ладогу и Никоновское озеро, — Кедрона.
К северу от Гефсимании — 30-метровая Елеонская гора, вершину которой украшает пятиглавая деревянная часовня в русском стиле. Она была освящена в 1912 г. во имя Вознесения Господня. За ней, по семикилометровой дороге к монастырю, поле — «Иосафатова долина»; справа, как в Палестине, находится Мертвое море — Лещевое озеро; со Средним проливом его соединяет река Иордан. Далее, слева от дороги — на месте кирпичного завода — село Скудельниче. Возвышенность с главной усадьбой и Преображенским собором уподоблена горе Фавор.
Гефсиманский скит расположен у подножия Елеонской горы. В палестинском Гефсиманском саду была погребена Пресвятая Богородица. Поэтому скитская церковь освящена во имя Успения Богородицы (ее устроили в 1911 г., присоединив алтарь к часовне постройки 1906 г.). Церковь завершена шатрами и богато украшена резьбой. Внутреннее убранство, в частности иконостас из кипариса, было впоследствии полностью утрачено. В 1930-е гг. в скиту располагались финские артиллеристы.
Церковь освящена вновь 12 сентября 1998 г. Ведутся восстановительные работы. Воссоздан резной кипарисовый иконостас, отлиты пять колоколов.
Рядом находится деревянная часовня с иконой «Моление о Чаше» (в память о молитве Господа в Гефсиманском саду перед Крестными Страданиями). За церковью, между пихтами, два келейных корпуса для братии. Здесь жили 8-10 человек, в том числе, в начале 1920-х гг., — исповедник «старого стиля» иеромонах Тимон (Питкевич), в схиме Михаил (1877-1962); старец скончался в Псково-Печерском монастыре. Небольшая пихтовая аллея ведет к Малой Никоновской бухте — самой спокойной на Валааме. Здесь при игумене Маврикии в 1910 г. установлен поклонный крест серого гранита с символами Крестных Страданий Спасителя.
VALAAM.RU

Неподалёку, у южной оконечности Малой Никоновской бухты расположен Гефсиманский скит, постройкой которого было завершено создание на Валааме «русского Иерусалима». Палестинский Гефсиманский сад стал местом погребения Девы Марии. Поэтому и деревянный храм, освящённый в 1911 году решено было посвятить Успению Пресвятой Богородицы. Богато украшенное резьбой здание церкви с голубыми шатрами кровли и звонницей выглядит очень нарядно.
Храм — пятиглавый, деревянный, рубленный из бруса «в лапу» и обшитый тёсом. Автор его проекта не известен. Вероятно, его разработал кто-то из числа братии. Иконостас и всё внутреннее убранство скитской церкви были выполнены из кипариса, тонкий аромат которого всегда напоминал о Востоке, о далёкой Палестине. Для братии скита (число их составляло 8-10 человек) были построены 2 келейных корпуса — небольшой настоятельский, приютившийся прямо под горой, и братский.
Валаамский Гефсиманский сад, конечно же, не является копией своего палестинского прообраза. И дело не в том, что, что в условиях валаамского климата невозможно культивировать оливы; само понятие «сада» для христианского сознания достаточно символично, оно напоминает и о райских садах блаженства, и о Гефсиманском саде-усыпальнице. Поэтому монастырская братия стремилась создать здесь просто уголок красоты и покоя. На расчищенной территории были высажены деревья и кустарники, необычные для Валаамского архипелага и приятно контрастирующие с тёмной хвоей елей и сосен. Наиболее яркие из них — это декоративные кустарники. В период цветения они, словно венок, обрамляют скитский храм. На значительно большем радиусе от храма, за рядами кустарников, на границе с диким лесом были высажены широколиственные деревья: клён, ясень, липа, тополь.
В ажурной тени этих экзотических для Валаама деревьев, на берегу маленького Никоновского озера приютилась часовенка, дополняющая ансамбль Гефсиманского скита. Ранее в ней находилась икона «Моление о Чаше». Здесь стоит сказать, что перед Своими Крестными Страданиями Господь молился в Гефсиманском саду. Поэтому и было решено установить здесь часовенку во имя иконы «Моление о Чаше». Сейчас образ, украшающий эту часовню, — резной, деревянный, выполнен современным монастырским резчиком. Прежняя икона, как и все внутреннее убранство Успенской церкви, до нашего времени не сохранилась.
В советское время постройки Гефсиманского скита были превращены в обычные жилые дома. Восстановление архитектурного ансамбля скита завершилось лишь в 2007 году, когда Успенская церковь была вновь освящена настоятелем Валаамской обители — епископом Троицким Панкратием. В храме, кроме обширных работ по восстановлению храма в тот период времени, усилиями благотворителей был воссоздан уникальный кипарисовый иконостас. Используя фотографии 1920-30-х гг., муромские резчики сумели воспроизвести его в точности с оригиналом. Сейчас Божественная Литургия в скиту совершается, как правило, раз в неделю; в доме скитоначальника проживает братия, а братский корпус используется как гостевой дом.
Из путеводителя: Ирина Матвеева «Валаам. Сортавала. Рускеала», — Издание альманаха «Сердоболь», 2021 и из иллюстрированного путеводителя: И. О. Цырульников «Валаам». — ИП Верхов С. И., 2022

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?