Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Часовня-сень над могилой схимонаха Николая (Смелова).

Схимонах Николай (в миру Никита Амвросиевич Смелов) родился в 1752 году. Он происходил из мещан города Софийска. В 1803 году, уже немолодым, он поступил в Валаамский монастырь и сначала был келейником у игумена Назария. Переняв от него опыт духовной жизни, отец Николай 11 декабря 1811 года принял постриг в великую схиму (келейно) и получил благословение на подвиг пустынножительства. В лесной глуши, в 200 метрах к востоку от бывшей пустыни своего духовного отца игумена Назария, на небольшом пригорке, он построил себе маленькую келью в одно окно и подвизался в ней до конца своих дней. Впоследствии паломники, посещавшие келью старца, вспоминали: «Келья пустынника Николая немногим более квадратной сажени и так низка, что человек высокого роста едва может в ней поместиться. Большую часть ее занимает находящаяся в углу русская печь. Вся меблировка состоит из простого стола, деревянной скамьи с войлоком и небольшого кресла со сточенною деревянною спинкою и на очень низеньких ножках».
«В келью нужно почти вползать, – так описывал жилье старца писатель В.И. Немирович-Данченко. – Дверь узка и низка. В углу кое-как печка сложена, у печки нара малая… Стол, стул твердый – да больше и поместить нечего… Безлюдье кругом». Истинный аскет, старец радовался уединенной жизни в своем домике, говорил: «Я из мещан ведь. К суете и прелести мирской не привык, мне и тут хорошо… Со мною всякое деревцо беседует, всякая травка мне сказки рассказывает. Ветерок с поля пролетит – о том, что в поле делается, поведает, ключ овражный – про недра горные, откуда истек он. У меня собеседников много». Вне всех утешений мира он утешался лишь мыслью о Боге и непрестанно горел к Нему любовью, шествуя к небесному отечеству, претерпевал тесноту и скорбь пустынного жития. Молитвой одолевал он смущения от бесов, видимо являвшихся в округе кельи.
Свет добродетельного жития схимонаха Николая не могла сокрыть глубокая пустыня, и великий подвижник стал известен даже венценосным особам и великим святителям. 17 июля 1819 года старца посетил митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Михаил (Десницкий), а во время своего паломничества на Валаам в августе того же года – государь император Александр I. 11 августа государь вместе с валаамскими иеромонахами благочинным отцом Дамаскиным и экономом отцом Арсением посетил келью схимонаха Николая, где беседовал о разных аспектах духовной жизни.
«Иноки, живущие в таких тесных и бедных пустынях, утешаются в них столь пленительными духовными чувствами, истекающими из стремления их к соединению сердца с Богом, в послушании Его закону, что предпочитают свои шалаши и Вашему царскому дворцу», – сказал отец Дамаскин. Император назвал это «делом прямой благодати Господа». Шла речь и о благодатной пользе священнического благословения. Отец Николай, для которого не было «ни высоких, ни малых» («Все мы равны перед Господом», – любил говорить он), от чистого сердца преподнес царю три репы со своего огорода. На прощание Александр Благословенный поцеловал руку старца и усердно просил его благословения и молитв.
Земная жизнь схимонаха Николая, протекшая в непрестанной молитве, посте и трудах, завершилась 6/19 января 1824 года. Ему было в ту пору 72 года. Исповедовавшись и причастившись Святых Христовых Таин, он тихо почил в Бозе и был погребен близ места своих пустынных подвигов. Над его могилой были установлены крест с распятием и деревянная гробница.
Впоследствии келья старца Николая и его могила стали местом паломничества богомольцев, в том числе членов императорской фамилии. В 1862 году по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Исидора над местом упокоения схимонаха Николая была построена часовня. Известный подвижник и духовный писатель иеромонах Пимен (Гаврилов) говорил, что жизнь схимонаха Николая выражала идеал монашества: «Отцы пустынники, яко возжженные светильники, влекут к себе сердца. Из их деяний мы поучаемся, как презирать прелестный мир с его коварством бесовским… Не единым хлебом сыт человек бывает, и народы живут не дворцами и палатами, а идеалами, исходящими из жизней подвижнических».
https://valaam.ru/starets/5555/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?