Согласно валаамскому преданию, первый из учеников Христовых — Св. Андрей Первозванный, просвящая славянские народы, отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Название «Валаам» переводят с финского как «высокая земля». Монастырь был основан в Х веке Преподобными Сергием и Германом Валаамскими. На рубеже XV-XVI в.в. монастырь именовался «великою Лаврою».
В XVIII в. строителем Валаамской обители был определен иеромонах Назарий, старец-подвижник из Саровской обители. Важнейшим делом Назария было строительство каменного пятиглавого Преображенского собора и ограждающего его каре келейных корпусов с Успенской (1785 г.) и Никольской (1793 г.) церквями по собственному плану. По своей архитектуре и принципам построения Преображенский собор был близок собору Саровской пустыни и Византийских монастырей. Внешнее каре монастырских корпусов с надвратными церквями во имя Святых Апостолов Петра и Павла (1805 г.) и больничной во имя Божией матери «Живоносный Источник» (1814 г.) было построено при приемнике о. Назария — игуменом Иннокентием. В 1887 году происходит закладка нового собора — Преображенского. При его строительстве использовался как старый кирпич из разобранного собора, так и новый, изготовленный на двух валаамских кирпичных заводах. Проект составили епархиальный архитектор Г.И. Карпов и А.Н. Силин.
Монастырь неоднократно посещали императорские особы. В память об этом, возможно по проекту А.М. Горностаева, у входа на ведущую к пристани лестницу была построена «Царская» часовня во имя иконы Божией Матери «Знамение» (1865 г.). Как в закладке Преображенского собора, так и в освящении нижней, во имя преподобных Сергия и Германа (1892 г.) и верхней, во имя Преображения Господня (1896 г.) церквей участвовал Великий Князь Владимир Александрович. В память о его посещениях Валаама у пристани построена часовня во имя Божией матери «Всех Скорбящих радости» (1896 г.).
Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, 1 класса, общежительный, на Ладожском озере, на острове Валааме, на вершине довольно высокой утесистой горы. Основан в первой половине XIV века. Основателями монастыря считаются преподобные греческие иноки Сергий и Герман (см. 28 июня). Монастырь не раз был сжигаем шведами и возобновляем. В последний раз возобновлен в 1756 году после пожара 1744 года.
Обитель состоит из целой группы больших и малых островов, лежащих в северной части озера. На самом большом из них и центральном красуется во всем своем величии Валаамский монастырь, а на других островах уединились отдельные (самые дальние верст 8-10) скиты: Авраамиев, Александро-Свирский-Святоостровский, Всех Святых, Ильинский, Предтеченский, Коневский, Тихвинский, Николаевский и пустынька игумена Назария. Монастырский соборный храм двухэтажный. Верхний храм — однопрестольный, в честь Преображения Господня, а нижний — двухпрестольный; главный придел во имя преподобных Сергия и Германа, а другой на правой стороне — во имя святого пророка Ильи. В нижнем храме, у второй колонны, почивают мощи основателей монастыря; над местом их упокоения установлена массивная серебряная рака. Скала, на которой построен собор, поднимается на 16 сажень над уровнем озера. Стиль постройки — византийский; колокольня — готической архитектуры, вышиною от уровня воды в 49 сажень; покрытая вызолоченными листами, она далеко видна с озера.
В монастыре принят устав Саровской пустыни; жизнь — строгая, с соблюдением самого строгого отшельничества в скитах; при богослужении употребляется древне-русский столповой напев; в скитах совершается неусыпное чтение псалтири по усопшим. В церкви Авраамиева скита у жертвенника в иконе хранится частица мощей преподобного Иакова Боровичского (см. 23 октября). В Александре-Свирском ските есть пещерка преподобного Александра (см. 30 августа), устроенная в расселине каменной скалы и по вместительности такова, что в ней один только не очень рослый человек может стоять выпрямившись и делать поклоны; в пещерке находится образ преподобного; близ самой церкви скита находится могила преподобного, осененная ныне гранитным крестом, которая, по сказанию, вырыта была собственными руками преподобного. Молочной пищи в этом скиту по уставу никогда не разрешается вкушать, рыбная же употребляется иногда в положенные дни.
В скиту женщинам дозволяется вход только в неделю Всех Святых; пища в этом скиту круглый год постная и даже в великие праздники иноки не вкушают скоромного масла и рыбы. В Предтеченский скит вход женщинам безусловно воспрещен. Недалеко от Коневского скита, с каменною церковью в честь Коневской Божией Матери, находится пустынька Дамаскина, бывшего несколько лет тому назад игуменом монастыря (+23 января 1881 года), это — келья, место обитания подвижника: в ней 4 маленькие комнатки, в одной из которых стоит деревянный некрашенный гроб, в котором строгий пустынножитель, для памяти смертной, полагал на краткие отдохновения многотрудное тело свое. Монастырские крестные ходы совершаются 1 августа и 29 июня — вокруг монастыря, а в неделю Всех Святых — в скит Всех Святых. В монастыре введено старчество. В монастырской библиотеке хранится синодик Иоанна Грозного с именем убиенных в опричину и среди многих старопечатных книг XVII века рифмованная псалтирь Симеона Полоцкого. При монастыре школа, больница, амбулатория, гостиница для богомольцев и разного рода мастерские. Монастырь имеет свои пароходы, на которых командиры и матросы — монахи. Во владении монастыря в Ладожском озере находится около 40 островов, которые занимают до 3100 десятин земли. Монастырю принадлежит в Москве (на 2-й Тверской — Ямской) подворье и часовня.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Сортавальского муниципального района (по состоянию на 15.04.2013 г.). Скит Авраамия Ростовского (остров Авраамиевский): 1) Дом настоятеля, келейный корпус; 2) колодец (1883 г.); 3) огород (конец 19 в.); 4) Поклонный крест на острове Дивный вблизи скита (конец 19 века, о.Дивный); 5) Церковь во имя Преподобного Авраамия Ростовского (1873 г.).
«Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия Республики Карелия» http://monuments.karelia.ru/ob-ekty-kul-turnogo-nasledija/statisticheskie-svedenija-po-dislokacii-pamjatnikov-istorii-i-kul-tury-respubliki-karelija/sortaval-skij-r-n/
К 1811 году в Валаамской обители деревянных зданий уже не было, строительство велось из кирпича. Монастырская усадьба включала в себя:1. Соборную двухэтажную церковь о пяти главах, крытую железом, внутри украшенную великолепным и богатым иконостасом, с деревянными крестами, обитыми жестью. В верхнем этаже – храм во имя Преображения Господня, а в нижнем храм во имя преподобных Сергия и Германа, где почивают под спудом их святые мощи.
2. Церковь во имя Успения Божией Матери.
3. Церковь во имя апостолов Петра и Павла, над святыми вратами.
4. Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца в северо-восточном углу.
5. Колокольню при соборной церкви.
6. Братские двухэтажные кельи по южной стороне от Никольской церкви, по западной – настоятельские, по северной – кухню и трапезу, по восточной – монастырские службы.
7. Здание поблизости от служб, обнесенное каменной оградой, в которой по правую сторону церкви апостолов Петра и Павла братские, а по левую – гостиные кельи, от юго-западного угла – больницу, а от северо-западного угла – три двухэтажных флигеля гостиных комнат.
8. Гостиные комнаты и купеческие лавки на западном берегу вне монастыря.
9. В трех километрах к юго-западу от обители скит, в котором находилась церковь во имя Всех святых, и шесть братских келий.
10. Скиты, построенные для валаамских пустынников.
https://valaam.ru/history/5505/
На берегу Монастырской бухты расположена часовня Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская часовня является памятником обретению святых мощей преп. Сергия и Германа Валаамских и избавлению обители от шведских набегов. Именно в этом месте причалило судно, доставившее на Валаам главную монастырскую святыню. Потом святые мощи были опущены в скалу на вершине горы, где и был построен монастырь. Первая часовня на этом крутом скалистом берегу появилась еще в 1825 году, однако в июле 1982 года она сгорела. Поскольку реставраторы уже успели ее обмерить, на месте сгоревшей часовни вскоре, в 1986 году, была поставлена ее точная копия.Далее, по ходу следования к югу, расположена часовня во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радости». Она была создана в 1896 году в память о посещениях Валаама Великим Князем Владимиром Александровичем — третьим сыном императора Александра II. Князь принимал участие в закладке Спасо-Преображенского собора и освящении его церквей в 1892 и 1896 годах. Часовня построена из валаамского кирпича с колоннами из красного и черного гранита на сером гранитном цоколе.Ещё южнее, рядом с самим причалом расположена часовня Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в конце XVIII века. Благовещенская часовня относится к числу самых старых каменных строений на Валааме, ибо до середины 80-х годов XVIII века все здания монастыря были деревянными.
http://palmernw.ru/valaam2006/valaam2004_2006_2.html
Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Авраамиевский скит. Освящен во имя прп. Авраамия Ростовского. Тип здания — скит. Архитектор Г. И. Карпов. Год 1873 (9.10), 1920 г. — разобран. Ктитор Ф. И. Тюменев.
В 2015 году исполнилось 1055 лет монашеского пострига преподобного Авраамия Ростовского на Валааме. В настоящее время Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь ведет работы по восстановлению исторического Авраамиевского скита.
«Восстановление и развитие валаамских скитов – очень важная задача, которую нам поставил Патриарх, – рассказывает игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий. – Святейший Патриарх отметил, что Валаам снова должен стать «Северным Афоном». Характерной особенностью Валаамского монастыря является то, что здесь существовали все формы монашеской жизни: общежитие – когда братия вместе проживает, участвует в богослужениях и послушаниях; скитская жизнь – более уединенная, молитвенная, отличающаяся строгим уставом, а также отшельничество – пустынножительство, пребывание в непрестанной молитве». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал восстанавливать островные исторические скиты. К их числу относится Авраамиевский скит.
Авраамиевский скит основан игуменом Дамаскиным. В скиту была часовня, капитально перестроенная архитектором Г.И. Карповым и освященная отцом Дамаскиным 9 октября 1873 г. В тот период в Авраамиевском скиту жили шесть монахов. Красота места и малочисленность паломников из-за его удаленности привлекли петербургского купца Ф.И. Тюменева. Он долгое время жил в скиту и подарил церкви иконы (ныне часть из них находится в музее г. Куопио в Финляндии), а также частицу мощей св. Иакова Боровичского. Благотворитель похоронен на старом братском кладбище.
После получения Финляндией независимости на Валаам прибыли военные. В 1920–1930-х гг. рядом со скитом соорудили центральный форт Валаамского укрепрайона, входившего в линию Маннергейма. Во время войны 1939–1940 годов здесь находилась береговая артиллерия. Некоторые финские фортификационные сооружения сохранились до настоящего времени: форты, артиллерийские позиции в скалах, блиндажи и дзоты, казарменные постройки. В 1923 г. Валаамский монастырь пожертвовал Авраамиевскую церковь Тиурульскому приходу Финляндии.
В начале 20 века монастырь включал в себя 13 скитов, расположенных в разных частях Валаама, и 21 часовню.
На конец 2014 г. восстановлены десять из тринадцати скитов: скит во имя Святителя Николая Чудотворца (Никольский); скит во имя Всех Святых; скит во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (Предтеченский); скит во имя Прп. Сергия Валаамского (Сергиевский); скит во имя Пророка Илии (Ильинский); скит во имя Преподобного Александра Свирского (Святоостровский); скит во имя Смоленской иконы Божией Матери (Смоленский); Гефсиманский скит; Воскресенский скит; скит во имя Коневской иконы Божией Матери (Коневский).
http://monasterium.ru/novosti/novosti-stavropigialnykh-monastyrej/valaamskiy-monastyr-vosstanavlivaet-avraamievskiy-skit/
В Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь невозможно приехать на поезде или на машине. Путь к нему лежит по Ладожскому озеру, потому что знаменитая эта обитель находится на самом большом острове Валаамского архипелага. Суровый, скалистый остров с незапамятных времён привлекал к себе тех, кто стремился уйти от суетного грешного мира. Остров этот не зря исстари называли святым и дивным. Даже в безбожные времена ХХ века с наступлением весны до поздней осени сюда устремлялись тысячи туристов. Древние предания говорят, что первым ступил на землю Валаама апостол Андрей Первозванный. Во время путешествия на север после Киева и Новгорода он посетил Валаам, где «благословил горы каменным крестом». Учёные не нашли фактов, которые могут подтвердить или, наоборот, опровергнуть эти сведения. Есть и другие предания. Они рассказывают об основателях Валаамского монастыря — преподобных Германе и Сергии. В ХIХ веке историкам удалось точно выяснить время жизни основателей обители. Это была эпоха, когда православная Русь попала под монголо-татарское иго. Тогда-то и двинулись люди на северные земли, ища спасения. Но не только спасения от иноземцев искали здесь русские люди, они искали и спасения духовного.
В старинном свитке, обнаруженном в Софийском соборе Великого Новгорода, историки наткнулись на такую запись: «В лето 6837 (1328/29) нача жити на острове на Валаамском во езере Ладоском старец Сергий». Археологические раскопки 1970-1980 годов подтвердили эту дату. Основатели монастыря преподобные Герман и Сергий много трудились над просвещением окрестного населения Словом Божиим. На берегах Ладоги в те времена жили языческие финские племена. Католики-шведы ещё в ХIII веке с помощью огня и меча пытались насадить среди них христианство, но ничего не добились. Святые старцы совершили немало подвигов, чтобы вернуть доверие местных жителей к вере Христовой. Летописи рассказывают, что Спасо-Преображенская обитель скоро стала многолюдной и старцы установили в ней общежитие. «На Валааме, — писали валаамские монахи, — изстари, как только стал монастырь, начальники Валаамского монастыря, Сергий и Герман, установили общину, полотняную одежду и обувь давали каждому…» Несколько столетий подряд шведские правители пытались присвоить себе эту святую землю. Неоднократно подвергали они монастырь полному уничтожению. Казалось, Валаам навсегда останется пустынным островом со следами страшных пожарищ. Но проходило десятилетие, монахи вновь возвращались сюда и, помолившись, отстраивали обитель. Они даже сумели сберечь святые мощи её основателей. Однако древнее валаамское летописание было уничтожено захватчиками. Ещё одна дата — начало ХV века — связана с соловецким чудотворцем, преподобным Савватием. Старец Савватий сначала подвизался в монастыре на Белом озере под духовным руководством святого Кирилла. Услышав, что в Новгородской стороне на озере Нево (так тогда часто называли Ладогу) есть остров и на нём монастырь, отделённый от мира большой водой, смиренный подвижник, получив благословение игумена, отправился туда. На Валааме Савватий обнаружил многочисленную обитель и решил остаться. Однако спустя годы, в 1429 году, он двинулся дальше на Север и стал основателем Соловецкого монастыря. В это время Валаам был уже хорошо известен на Руси. Его уважительно называли «Северным Афоном», «честною и великою Лаврою». Кроме Савватия Соловецкого, в обители духовно выросли ещё несколько знаменитых подвижников, которые стали основателями новых монастырей. Это Александр Свирский, Арсений Коневский, Корнилий Палеостровский.
Постепенно Валаам превратился в центр православия на северо-западе Руси. Другая дата — 1611 год — одна из самых страшных в жизни монастыря. И не только для монастыря, для всей земли Русской это было тяжёлое, смутное время. С разных сторон нагрянули на неё искатели удачи, мечтавшие захватить московский престол или хотя бы оторвать от могучей державы солидный кусок. В этот год решалась судьба Государства Российского. На острове Валаам шведские захватчики уничтожили тогда всё, что было создано руками монахов. И лишь после побед Петра Великого, в 1717 году, обитель начала восстанавливаться. Однако первые десятилетия инокам, которые вновь поселились на острове, дались нелегко. Местные рыбаки и крестьяне из финно-угорских племён по берегам Ладоги, стали за время последнего шведского владычества сполошь лютеранами. Нет, они не враждовали с монастырём, но относились к нему равнодушно и помогать не спешили. Число монахов было немногочисленным, а нужда сопутствовала во всём: и в крупном, и в малом. Необходимо было не только построить церковь, украсить её иконами, но и обзавестись кельями, какой-никакой мебелью, одеждой, посудой. В эти десятилетия главную помощь обители оказывал Кирилло-Белозёрский монастырь. В 1719 году на острове была построена первая монастырская церковь во имя Преображения Господня с приделами в честь Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. На долю насельников Валаама — монахов, присланных сюда в основном из Кирилло-Белозёрского монастыря, — выпала труднейшая задача.
Главными препятствиями в строительстве монастыря попрежнему были оторванность острова от материка, тяжёлые природные условия, отсутствие связи с местными жителями, их помощи в строительных и прочих работах. И всё же на Валааме сумели возвести новую церковь — Успенскую с приделами в честь апостолов Петра и Павла. Работами руководил назначенный на должность строителя монах Иосиф Шаров. О многотрудной жизни обители в эти десятилетия рассказывает сохранившаяся переписка Шарова со своим наставником — игуменом Кирилло-Белозёрского монастыря Иринархом. Из письма Иосифа Иринарху, датированного 1727 годом, мы узнаём, что выстроенная Успенская церковь стоит без икон. Иосиф пишет, что хотя краски приобретены, но «мастеров добыть нигде не можем, а которые и есть, да просят цену большую, а мастерство их нехорошее». Иосиф осмеливается обратиться за помощью к Екатерине I, которая выдаёт монастырю на оплату работы хороших иконописцев из кабинета «сто рублев». Увы, недолго радовалась братия удаче. Спустя два месяца строптивый характер показала природа. Из письма Иосифу Иринарху: «…1727 года в 16 день были от нас посланы в Санкт-Петербурх иеромонах Феодосий да монах Сафроний, монах Иона… за монастырской нуждой… и оные иеромонах и монахи ис Питербурха едучи на Ладожском езере потонули октября в 7 день и что у них было ис Питербурха покупки, такоже подаяния, все безвестно утерялось…» Для монастыря гибель монахов была невосполнимой потерей. Кроме того, ко дну пошли все покупки. За перечислением утрат, которые подробно описывает Иосиф, читаются тяжёлые думы строителя о будущем обители. Ещё бы! Утрачено 70 рублей — чуть ли не годовое содержание всей братии; «два образа Спасителевых»; прочая церковная утварь и богослужебные книги. Утонули строительные материалы — железо и гвозди, верёвки и клей, «заслон железный» и прочее. Братия лишилась холста и сукна. Под водой оказались «двои сапоги новые» и «шуб работницких 13 поношенных овчинных». Накануне зимы эти утраты переживались особенно тяжело. Погибли и съестные припасы, в том числе «муки пшеничной 8 пуд» и «полтора ведра вина» и прочее. К 1735 году в Валаамской обители состоял 21 монах, служителей и работников не имелось, а в казне было 6 рублей 73 копейки.
В полную силу монастырская жизнь восстанавливается лишь во второй половине ХVIII века при игуменах Назарии и Иннокентии. Подвижник из Саровской пустыни, старец Назарий ввёл и в Валаамском монастыре Саровский общежительный устав и этим продолжил традицию, заложенную основателями. Валаам начал даже духовное окормление не только ближних земель и народов, но и дальних. По благословению игумена Назария шесть валаамских иноков во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым) отбыли на Аляску, где основали Православную миссию. Среди них был и валаамский монах, знаменитый миссионер, преподобный Герман Аляскинский. В августе 1819 года Валаамский монастырь посетил высочайший гость — император Александр I. Он прибыл на остров в лодке, без обычной свиты, предварительно распорядившись, чтобы «встречи никакой не делать» и «принимать как… путешественника». Царь попросил благословения у всех иеромонахов, «целуя у каждого руку, кланялся всей братии», монахам же запретил кланяться своей особе. На второй день «император прежде всех изволил прийти к заутрене, когда пономарь едва успел отпереть церковные двери». Посетив пустыньку одного из отшельников, император «почти ползком прополз под изгородь, говоря: «Ведь я солдат». А на вопрос одного подслеповатого монаха, не узнавшего царя: «Кто сидит рядом со мною?» — Александр скромно ответил: «Путешественник». После приезда Александра I на Валаам члены царской фамилии стали часто посещать обитель. По воле царя в Петербурге было учреждено монастырское подворье, обитель получила от казны большую сумму на украшение храмов, был отлит колокол весом в 550 пудов и подвешен на звоннице колокольни главного собора. Этот замечательный памятник эпохи сохранился, и на нём можно прочитать надпись: «Вылит сей колокол на острове Валаам при державе благочестивейшего государя импеатора Александра Павловича и супруге его Елисавете Алексеевне…». На колоколе был помещён также медальон с рельефным изображением преподобных Сергия и Германа. Не раз посещал монастырь знаменитый святитель Игнатий (Брянчанинов), желавший првести остаток дней в одном из валаамских скитов.
В середине ХIХ века монастырь посетил необычный гость. Это был знаменитый финский фольклорист и поэт, создатель Калевалы Элиас Ленрот. О Валааме он написал с восторгом. Но особенное впечатление на путешественника произвёл Спасо-Преображенский собор: «Я был немало удивлён представшим вдруг передо мной великолепием. Стены были сплошь покрыты картинами в позолоченных и посеребреных рамах. Позолочены и посеребрены были колонны и сводчатый потолок. То тут, то там поблескивали драгоценные камни, вправленные в серебро и золото окладов. Куда ни бросишь взгляд, везде лишь золото, серебро и упомынутые картины, на которых изображены сцены из Ветхого и Нового Заветов, а также лики святых». После октябрьских событий 1917 года Валаам вместе с другими территориями отошёл к Финляндии, но монашеская жизнь продолжалась до 1940 года. Во время военных действий монастырь не раз подвергался бомбардировкам, а в начале 1940 года братия эвакуировалась в Финляндию, перевезя ризницу и обширную библиотеку. Там иноки основали Ново-Валаамский монастырь, существующий и поныне. С 1940 года на Валааме находилась школа юнг, с 1949 года — совхоз, а с 1952 по 1984 год — интернат для инвалидов войны. Каменные скиты были рахобраны на кирпич, а деревянные постройки — на топливо. 14 декабря 1989 года на остров Валаам снова ступили для возрождения монастырской жизни первые шесть иноков. Сейчас в монастыре больше 100 насельников.
Из путеводителя: Валаамский монастырь. Серия: «Святыни России»
На сегодняшний день здесь действуют 12 монастырских скитов:
Скит Всех Святых. Самый первый и самый большой из монастырских скитов. В 1789–1796 годах были построены каменный храм и шесть келейных корпусов для братии. Женщинам посещение скита разрешено только раз в году – в первое воскресенье после дня Святой Троицы.
Никольский скит. Включает церковь свт. Николая Чудотворца (построена в 1853 году) и церковь Иоанна Дамаскина (построена в 1856 году). Архитектор А. М. Горностаев.
Скит св. Иоанна Предтечи на Предтеченском острове. Устав скита отличается особой строгостью, посещение скита посторонними не разрешается.
Коневский скит. Освящен в 1870 году, разобран в 50-х годах XX века, восстановлен в 2004 году и заново освящен во имя Коневской иконы Божией Матери.
Воскресенский скит (Новоиерусалимский скит, Красный скит). Расположен на горе Сион, где, по преданию, св. апостол Андрей Первозванный воздвиг каменный крест.
Гефсиманский скит. Освящен в 1911 году, включает церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вознесенскую часовню на горе Елеон, домик для братии, часовню в честь иконы «Моление о чаше».
Смоленский скит. Устроен в 1917 году по проекту великого князя Петра Николаевича, восстановлен в 2005 году.
Свято-Владимирский скит. Построен в 2007 году.
Александро-Свирский скит (скит Александра Свирского, Свято-островский скит). Расположен на острове Святой, где в XV веке около семи лет жил в пещере прп. Александр Свирский. Восстановлен в 2001 году после пожара 1999 года.
Ильинский скит на острове Лембос. В 1867 году была возведена деревянная часовня во имя пророка Илии с колокольней и кельями, уничтожена в 50-е годы XX века, заново отстроена в 2006 году.
Скит в честь прп. Германа Аляскинского на острове Байонный. Основан в 2010 году.
Сергиевский скит на острове Путсаари. Основан во второй половине XIX века. Расположен на о. Путсаари в 18 километрах к северу от центральных островов архипелага. Включает церковь прп. Сергия Валаамского, построенную по проекту архитектора Баранкеева, монастырские кельи и хозяйственные постройки.
Еще один, Аврааамиевский скит (скит в честь прп. Авраамия Ростовского), расположенный на Емельяновском (Авраамиевском) острове и разрушенный в советское время, восстанавливается с 2014 года.
В полуразрушенном состоянии сохраняется Германовский скит, расположенный на ладожском берегу, в Питкярантском районе Карелии.
Тихвинский скит на острове Воссинансаари до наших дней не сохранился.
https://pravlife.org/ru/content/na-valaamskom-arhipelage-vozvoditsya-novyy-skit