Тихвинская обитель имеет 5 храмов, один теплый, а остальные холодные. 1-й соборный трехпрестольный во имя Тихвинской Божией Матери; 2-й над святыми вратами под колокольней во имя св. Дмитрия, митрополита Ростовского; 3-й на источнике во имя Пресвятой Богородицы Живоносного Источника; 4-й больничный двухпрестольный во имя святителя и чудотворца Николая — теплый и 5-й на хуторе, в 6-ти верстах от обители, во имя преподобных Антония и Феодосия, киево-печерских угодников.
1) Главная церковь каменная, двухэтажная, пятиглавая, имеет форму продолговатого четырехугольника. Находясь среди монастыря, она занимает довольно обширную площадь, так что длина ее с алтарем и папертью простирается до 20 саженей, а ширина на 15 арш. Высота настоящей 30, а трапезной 24 арш. Выкладка стен, начиная с грунта земли, толщиною в 21/2 арш., кровля настоящей имеет вид круглой формы, а трапезная — вид шатра на два ската. Построена в 1762 году тщанием московского купца и фабриканта Алексея Тарасовича Милякова, который, по отзывам старожилов, лично его знавших, не имея детей, находил для себя единственным удовольствием созидание и украшение храмов Божиих. Первоначально она разделялась на две части: холодную с двумя престолами во имя Живоносной Троицы и Тихвинской Богоматери и теплую с двумя же престолами во имя святителя Николая и мученика Иоанна воина. Но в 1852-1854 годах храм перестроен игуменьей Анастасией, и остался один холодный; вместо 4-х престолов сделано три, из коих один внизу — во имя Тихвинской Божией Матери, а два наверху, на хорах, где стоят монашествующие во время Богослужения — во имя Живоносной Троицы и Успения Пресвятой Богородицы. Приделы же во имя святителя Николая и мученика Иоанна воина перенесены в больничную церковь. В 1885 году храм сей игуменьей Анастасией 2-й распространен каменной прикладкою трапезы и паперти . Кровля храма из листового железа окрашена зеленой краской; главы же покрыты белым железом и приосенены вызолоченными крестами.
Внутренние части храма. Тихвинский храм разделяется на алтарь и настоящую церковь. Алтарь, построенный в виде простого четырехугольника, отделен от настоящей каменной высокой, сплошной стеной и с пролетами для царских, северных и южных дверей. Настоящая церковь представляет форму квадрата, достигающего стенами 30-ти аршинной высоты, с 8-ю большими окнами, дающими обильный свет для иконостаса. При входе в храм, по боковым стенам, устроены для пред стояния монашествующих хоры во всю длину до восточной стороны, с особым алтарем. Весь храм украшен священными картинами новозаветной истории. Что касается живописи храма, то она дает ясное представление об изображаемых событиях и лицах и поучительна как для простеца-крестьянина, так и для ученых. Изображенные лица св. угодников поставлены верно и живо, настолько хороши в отделке кистью, что, взирая на лики, так и видишь в них первообразы святых, навидаешься, получаешь молитвенное настроение, возвышаешься духом. Особенно хорошо написана на своде храма большая картина “О Тебе радуется”. При взоре на эту картину, в которой последовательно поставлены лики патриархов, пророков, апостолов, святителей, преподобных и целый сонм ангелов, окружающих Богоматерь и в лучезарном свете Святую Троицу, мы видим пред собою как бы отверстое небо. Внизу, под хорами, на стенах и колоннах идет ряд художественных изображений, взятых из жизни И. Христа, заставляющих каждого из богомольцев невольно остановиться взором и с особенным вниманием и благоговением вникнуть в смысл той и другой священной картины. Прекрасным исполнением в художественном отношении обращают на себя внимание картины “Достойно есть” и “Св. Троица”. Необыкновенно приятное впечатление производит иконостас, сооруженный в 1854 году при игуменьи Евпраксии. Он деревянный и весь покрыт по полименту червонным золотом, состоит из четырех ярусов, с 16-ю гладкими колоннами, украшен очень искусной резьбою, помещенною на золотом фоне; при сем большая часть резьбы изображена в виде виноградных кистей и листьев. Иконостас помещен во всю ширину храма. Царские врата, в виде сквозной решетки, имея на себе икону Благовещения Пресвятой Богородицы и 4-х Евангелистов с символическими изображениями, чрезвычайно благолепны. По правую сторону царских врат стоит икона Спасителя, художественной работы, на золотом резном фоне. По левую сторону — чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, а перед нею очень изящная серебряная, с чернетью, лампада для возжения елея. Резьба иконостаса ценной работы и покрыта червонным золотом.
2) Церковь св. Димитрия, митрополита Ростовского, находится в западной части обители, в колокольне, над святыми вратами. Иконостас в ней двухъярусный, по местам украшен вызолоченной резьбою; фон белый, вполне соответствующий белизне стен храма. В ней 28 икон простой живописи. Построена, как и соборная, в том же 1762 году и тем же храмо-создателем Милюковым. В 1853 году, с разрешения начальства , игуменья Анастасия соорудила над сей церковью, на сборную по книгам сумму, каменную восьмиугольную колокольню, вышиною с крестом 24 саженей; конусообразная крыша ее покрыта белым листовым железом, а крест вызолочен червонным золотом. На 4-м ярусе висят колокола — их девять: первый весом в 157 пудов 27 ф., слит, как видно из надписи на нем, в г. Нижнем Ломове, в 1847 году, на счет доброхотных подаяний, собранных покойным священником Михаилом Земблиновым; второй — в 67 пудов 17 ф. На нем положена надпись: слит в Москве, на заводе Дмитрия Пиро-гова, в 1763 году; третий в 35 пуд. 11 ф., четвертый — 14 пуд. 33 ф., пятый — 2 пуд. 39 ф., остальные весом еще менее. Некоторым из колоколов присвоены особые названия: первый называется большим, или праздничным, второй — полиелейным, третий — вседневным, четвертый — трапезным, этим же колоколом созываются монашествующие на молитву, за утренние и вечерние правила.
3) Церковь Пресв. Богородицы Живоносного Источника каменная, одноглавая, имеет форму продолговатого четырехугольника, одноэтажная Сооружена с благословения Пензенского Просвященного Моисея в 1811 году, усердием Керенского однодворца Филиппа Каманина, над источником, в котором в 1681 г. явилась чудотворная икона Тихвинской Божи-ей Матери. Источник этот находится у подошвы горы, на коей стоит монастырь, с западной ее стороны. В прежнем монастыре над сим источником была деревянная и единственная во всем монастыре церковь во имя Тихвинской Божией Матери с приделами святителя Николая и апостолов Петра и Павла. Но в начале 19-го столетия эта церковь, за упразднением монастыря, продана и снесена, как излишняя, в село Кандевку Керенского уезда. Канакин, с прискорбием взирая на святое место, где явилась икона Небесной Заступницы и где был престол Божий, оставленное пустым, воспылал благочестивою ревностью построить на собственный счет храм и соорудил оный в честь Живоносного Источника. Освящен он в октябре 1811 года местным священником Тихвинской церкви Кириллом Васильевым, бывшим в то время членом Нижне-ломовского духовного правления. Первоначально церковь имела в длину 6, ширину 3 1/2 и вышину 3 сажени, но в 1864 году она увеличена в длину еще на 3 1/2 саж. деревянной пристройкой на каменном фундаменте. Храм замечателен богатым источником воды, на коем обретена икона Тихвинской Богоматери, устроенным недалеко от амвона. Вода из этого источника выходит наружу из-под северной стены храма в устроенный бассейн. Над сим бассейном устроена пространная благолепная сень на четырех деревянных столбах, крытая железом и окрашенная медянкою. Отсюда вода протекает трубами через весь монастырь в другие бассейны и за ограду. Из источника во всякое время, а особенно в день празднования явления свят. иконы Тихвинской Божией Матери, 26 июня, народ с благоговением черпает св. воду и нередко совершает молебное пение, изливая пред чудотворною иконою усердные моления в скорбных и радостных обстоятельствах жизни, и с верою черплющие и емлющие св. воду из сего источника получают душевное и телесное здравие.
4) Четвертая церковь во имя святителя и чудотворца Николая построена в одной половине каменного двухэтажного больничного корпуса в 1848 г. игуменьей Анастасией 1-й на собранную по сборным книгам сумму. Длину имеет вместе с корпусом 27 саж., ширину 7 саж., высота — 3 саж. В ней два престола: один внизу, во имя св. Николая, а другой вверху, на хорах, во имя св. мученика Иоанна воина. Иконы простой живописи. Кровля храма железная, окрашена медянкою; глава и крест вызолочены червонным золотом.
5) В 7-ми верстах от обители на монастырском хуторе при деревне Щербаковке, стараниями игуменьи Анастасии 2-й, по благословению Преосвященнейшего Антония, Епископа Пензенского, в 1889 году построен пятый деревянный храм во имя Антония и Феодосия, киево-печерских чудотворцев. Храм этот за ветхостью его продан прихожанам села Котла, Керенского уезда, перенесен на настоящее место и вновь переустроен, сохранив прежнюю форму. Церковь по форме продолговатая, имеет вид корабля; высота ее 35 арш, ширина 11 и длина с папертью 43 арш. Иконостас трехъярусный, с 20 гладкими полуколоннами, вызолочен и украшен небогатой резьбою. В нем 20 икон с изображениями событий и лиц Ветхого и Нового Завета. Все иконы собственной монастырской живописи, очень искусной работы, в рамах, вызолоченных по полименту червонным золотом. Кровля железная, выкрашена медянкою, наружние стены обелены белой краской. Кресты на настоящей и колокольне вызолочены. На колокольне висят четыре небольших колокола, из коих первый весом 4 п. 11 ф., второй 2 п. 20 ф., третий 20 ф. и четвертый 8 ф.
Из книги священника отца Иоанна Кантова (1892 г.)
Керенский Тихвинский Богородицкий общежительный женский монастырь 3-го класса был основан в 1683 году близ города Керенска, ныне село Вадинск, на месте явления чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери как «града Керенска Богородицы Одигиртиев Тихвинский монастырь». За три века своего существования монастырь не раз переживал периоды взлётов и падений. В 1764 году он был и вовсе упразднён по малочисленности, но фактически продолжал существовать в виде общины с открытой при ней в 1822 году богадельней. В 1848 году состоялось официальное утверждение Тихвинской женской общины, вновь получившей статус монастыря в 1852 году. К этому времени в обители было свыше 200 сестёр. Хозяйственная деятельность монастыря определялась земледелием, скотоводством, огородничеством, садоводством и пчеловодством на имеющихся в монастырском владении 857 десятин земельных угодий, а также золотошвейным производством и иконописанием.
Ансамбль монастыря к концу XIX века включал в себя целый ряд каменных зданий, главенствовал среди которых 5-главый собор во имя иконы Тихвинской Божией Матери. Строилось это сооружение с длительными перерывами более 100 лет. Начало строительства относится к 1762 году. Затем монастырь упразднили. Возобновилась стройка только в 1852-1854 годах, а окончательное завершение работ пришлось на 1885 год. Колокольню с надвратной церковью во имя святого Дмитрия, Митрополита Ростовского строили тоже в два приёма: начали в 1762 году, а завершили в 1853 году. Такая же участь постигла и храм во имя иконы Божией матери «Живоносный источник» (1811, 1864), возведённой на месте обретения иконы Тихвинской Божией Матери, где до него стояла первая деревянная церковь, названная по имени иконы. Кроме храмов в ансамбле монастыря заметное место занимали несколько 2-этажных корпусов: настоятельский, трапезный, училищный, образной, больничный с церковью во имя святителя и чудотворца Николая. Вне стен монастыря были расположены странноприимный дом, дома церковного причта и некоторые другие постройки.
После революции Керенский Тихвинский монастырь, как и все другие монастыри в пензенской области, был закрыт. В течение XX века были утрачены купола храмов, три башни и большая часть ограды, окружавшей монастырь. Но, расположенный на восточной окраине Вадинска, на склоне холма, поросшего лесом, монастырь и сейчас, несмотря на утраты, выделяется монументальностью входящих в комплекс зданий. Архитектура которых отличается весьма широким спектром стилевых решений. В 1997 году часть зданий монастырского комплекса была передана епархии, которая открыла в них мужской монастырь. В последний год XX столетия там жили 10 монахов, 2 инока и 2 послушника. С 1997 года игуменом Керенского Тихвинского монастыря является Митрофан (М.А. Серёгин). 5 мая 1999 года состоялось освящение восстановленной церкви во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник». В 2003 году к празднику Вознесения Господня оборудовали звонницу. Колокола здесь не звучали семьдесят лет. Пять колоколов заказывали в Воронеже.
Тихвинский Богородицкий монастырь, 3 класса, общежительный, близ города Керенска. Основан в XVII веке; в 1764 году упразднен; в 1848 году здесь образовалась женская община, которая в 1851 году переименована в монастырь. В 1895 году освящен новый храм во имя святителя Николая. В монастыре находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, явившаяся в 1681 году, и древняя икона святителя Николая чудотворца. Ежегодно 26 июня и 3 июля совершается крестный ход в монастыре из всех церквей города Керенска. При монастыре школа для девочек-сирот духовного звания, иконописная мастерская и странноприимный дом.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Монастырь основан в 1683 г. по благословению Святейшего Париарха Московского Иоакима как женский на месте обретения в 1681 г. иконы Пресвятой Богородицы (в ¼ версты на юго-восток от г. Керенска, с западной стороны гряды, у её подошвы). Упразднён в 1744 г. из-за бедности и малочисленности. В 1848 г. продолжавшее здесь существовать и развиваться общежитие получило статус общины, а в 1851 г. – вновь монастыря.
Во второй половине 19 в. в обители росло число насельниц, велось строительство, были созданы иконописная и золотошвейная мастерские. В 1918 г. после волны притеснений от большевиков монастырь преобразован в трудовую артель, а спустя 10 лет полностью закрыт. Часть сестер была арестована, а часть – изгнана. Утрачена явленная икона Богородицы, имущество обители разграблено.
В 1997 г. решением Священного Синода РПЦ монастырь был возрождён на своём историческом месте как мужской.
Соборный храм во имя Успения Божией Матери (Успенская соборная церковь) являлся главным храмом Керенской крепости, а затем и города Керенска. В 1758 г. на месте деревянной церкви построен каменный храм. Колокольня была увенчана короной, пожалованной жителям города Екатериной II за отражение осады его пугачёвцами. В 1861 г. расширена трапезная церкви. В 1870-х гг. храм был отремонтирован, иконостас его устроен по образцу иконостаса Успенского собора Московского Кремля. В 1888 г. завершена роспись. В 1900-м за ветхостью существенно перестроена трапезная: устроены новые своды, постройка расширена к западу, в южной части отведено помещение под хозяйственные нужды. В 1907 г. храм обнесён чугунной оградой. В 1930-е годы соборная церковь была закрыта и перестроена. Её стены стали основой нового районного дома культуры и кинотеатра «Октябрь». Эту же функцию здание выполняет и в наши дни. Вокруг нынешнего дома культуры разбит сад, рядом с апсидой установлен памятник в честь основания керенской крепости в 1636 г.Храм во имя Богоявления Господня (Богоявленская церковь) построен в 1764 г. на средства купца А.Т. Милякова. В 1840-е гг. была перестроена колокольня, скоро обветшавшая, в связи с чем в 1883 г. выстроена новая. Тогда же была расширена трапезная с приделом во имя Казанской иконы Божией Матери. Ранее в трапезной существовал также придел во имя мученика Харлампия. Церковь была обнесена чугунной оградой. В 1930-е гг. церковь была закрыта и долгое время использовалась как склад. В настоящее время здание заброшено, но стены его сохранились. Утрачена крыша, главка над основным объёмом сооружения и верхний ярус колокольни. Руины храма находятся на пересечении нынешних Школьной и Большой улиц Вадинска.Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская церковь) выстроен в 1730 г. и имел два престола: Покрова Пресвятой Богородицы и преподобного Сисоя Великого. В 1930-е гг. церковь была полностью разрушена. До наших дней дошли лишь остатки фундамента.Церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи (кладбищенская церковь) построена в 1826 г. До наших дней дошли лишь остатки фундамента, которые можно увидеть на Вадинском кладбище.
http://serdobsk-mon-2.cerkov.ru/