29 июня 2011 года в поселке Вача был совершен чин великого освящения нового деревянного храма в честь святителя Тихона Амафунтского. Чин освящения возглавил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, который в этот день совершает свой архипастырский визит в Вачский район. Малым иерейским чином этот храм был освящен в декабре прошлого года, в день памяти священномученика и исповедника Николая Зеленова, который подвизался в Вачском районе. До постройки храма, на сегодняшний момент единственного в Ваче, жители райцентра в течение многих лет посещали молельный дом. Как рассказал священник Давид Покровский, новый храм возведен недалеко от того места, где до революции стояла церковь в честь святителя Тихона Амафунтского. Однако прежний храм был больше и имел три престола. Его боковые приделы были освящены в честь великомучеников Димитрия Солунского и целителя Пантелеимона. На месте уничтоженного старого храма сейчас расположен обелиск воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Поскольку общественность района была категорически против переноса обелиска, новый храм было решено поставить недалеко от его исторического места. По словам Виктора Лунина, на том месте, где построен новый храм, ранее находился больничный комплекс. Больницу перевели в другое место, и от нее осталось только здание санэпидемстанции. Сейчас идут переговоры о его передаче церкви.
Информация с сайта Нижегородской епархии
Об истории основания Вачских церквей
Самое раннее документальное упоминание о Ваче относится к концу восьмидесятых годов XVI столетия (1588г.), когда писец Иван Талызин и подьячий Постник Степанов побывали на земле ныне существующего Вачского района. В своей «Дозорной книге по Муромскому уезду» отметили, что в центре Вачи по их взгляду, прежде всего, предстала церковка с серым деревянным чешуйчатым куполом. Скорее всего, данный храм был построен во времена царствования Ивана Васильевича и его похода на Казань в 1552 году. В это время в разных селениях, на пути следования царя в губерниях: Нижегородской и Симбирской и др. сохранились предания, говорящие о том, что в этих губерниях жила мордва, и она покорно встречала московского царя и приносила ему чашки с землей и песком, что означало добровольное покорение. Иван Васильевич строил новокрещенным церкви и жаловал их иконами, иконостасами, царскими вратами и т. п. Скорее всего в это время на Вачской земле стала внедряться новая культура, обычаи, народ становился богаче. И тогда в конце 60-х годов XVI века на территории Вачи был построен деревянный шатровый храм с чешуйчатым куполом во имя великомученика Дмитрия Солунского. Итак, на период 1588 год село Вача с храмом во имя великомученика Дмитрия Солунского уже были.
В церковной летописи за 1676 год говорится о 2-х храмах: ветхой деревянной церкви во имя великомученика Дмитрия Солунского и новой церкви во имя великомученика Николая Чудотворца, построенной в 1642 году. Можно предположить, что упомянутая в церковной летописи за 1676 год ветхая Дмитриевская церковь была разобрана и на новом месте в 18 веке построен деревянный храм во имя святителя Тихона Амафунтского (описание этого храма до наших дней не сохранилось). Свидетельством этого является то, что в Ваче с давних пор престольным праздником считался Тихон, но отмечались в народе и праздники – Никола и Дмитриев день. В Советское время в Ваче праздновали тайно только один праздник Тихон, 29 июня.
На новом месте в 1805 году вместо деревянных церквей началась постройка каменного храма. Трапеза была освящена в 1812 году, а главный храм — в 1825 году. В 1863 году трапеза была значительно расширена, и уже в 1876 году перестроена вновь и колокольня. Престолов в храме было три: главный — в честь св. великомученика Дмитрия Солунского, в трапезе теплой – во имя Николая Чудотворца и святителя Тихона Амафунтского. Утварью, ризницей, святыми иконами церковь снабжена вполне достаточно. С построением нового каменного храма деревянные церкви разобрали.
Причта по штату было положено – два священника, дьякон и два псаломщика. Приход состоял из села Вачи и деревень: Деревнищи, Поповки, Городищ, Искусова, Попышово, Карбышева, Талынского, Федурина и Дубровок. В коих по клировым ведомостям числилось 505 дворов, 1548 душ мужского пола и 1788 — женского, в том числе раскольников — 66 душ мужского пола и 51 – женского. В составе причта в 1873 году были священники: Павел Вишневский, Николай Троицкий, Федор Сопоровский; дьячки: Павел Успенский, Василий Светозаров; пономарь Иван Криков. Все члены притча имели собственные дома на церковной земле.
В селе Вача при фабрике стальных изделий Кондратова имелось двухклассное фабричное Министерское училище, в котором обучалось 100 человек. Еще была земская школа, где обучалось 47 человек.
Большой вклад по росписи внутреннего убранства храма внес владелец местной фабрики Дмитрий Дмитриевич Кондратов. Рассказывали, что для росписи храма он приглашал живописцев из Италии, которые писали лики святых с вачских жителей.
На церковной земле рядом с церковной оградой храма находилось церковное кладбище, где были захоронены церковные служители и их семьи, а также отдельные члены семьи Кондратовых. Захоронение проводилось и в церковной ограде. На месте церковного кладбища в конце 20-х годов XX столетия был построен рабочий клуб имени А.И. Солдатова.
По данным церковным метрическим книгам в Дмитриевской церкви села Вачи служили с 1886 года священники: Николай Магницкий и Дмитрий Поспелов; дьякон Иван Лебедев; псаломщики: Алексей Побединский, Фёдор Успенский, Константин Остроумов и Яков Лекторский (в разное время). Перед революцией и в 1919 году (включительно), в приходе священствовали Николай Магницкий, Павел Побединский; дьякон Иван Лебедев; псаломщики: Василий Остроумов, Александр Успенский. В конце 20-х годов 20 столетия священником Дмитриевской церкви служили Лебедев Иван Павлович (умер 9 сентября 1927 года), священник Семён Сироткин.
В 1933 году запрещён церковный звон. В марте 1936 года были сняты колокола, в мае этого же года сломали церковную ограду. В августе 1938 года храм был закрыт. В этот же день началось его уничтожение: разборка внутреннего убранства, конфискация и растаскивание церковного имущества. В это время был арестован псаломщик Александр Павлович Успенский (1937г.), который приговорен к 10 годам ИТЛ, умер в ссылке. От церкви осталась только колокольня, которую уронили 29 мая 1967 года. На месте церкви в настоящее время расположен мемориальный комплекс погибших воинов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Он сооружён к 40-летию Победы над фашистской Германией.
29 июня 2006 года по строительству нового храма в честь Тихона Амафунтского был создан попечительский совет во главе с бывшим председателем Совета директоров ОАО «Труд» Борисом Ивановичем Есиным, а 30 июня следующего года (2007) было освящено место его возведения. Через три года (22.07.2010 г.) в восстанавливаемом храме во имя святителя Тихона Амафунтского благочинный Кулебакского округа иерей Давид Покровский в сослужении духовенства благочиния совершил чин благословления колоколов. 3 декабря 2010 года новая деревянная церковь открыла свои двери для всех верующих.
29 июня 2011 года в Ваче был освящен новый деревянный храма во имя святителя Тихона Амафунтского. Освящение этого храма провел архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. В настоящее время в Ваче имеются два храма: во имя великомученика Дмитрия Солунского (в нем проводят отпевания усопших) и во имя святителя Тихона Амафунтского.
Примечание: Дозорная книга 1588 года по Муромскому уезду не сохранилась. Но в документах бывшего Центрального Государственного Архива СССР хранится челобитная князя Ивана Куракина королю Владиславу IV о пожаловании ему с. Вачи вместо отобранного поместья в Смоленском уезде. К этой челобитной приложена справка, составленная 14.12.1611 года в Поместном приказе. Эта справка содержит выписку из Дозорной книги писца Ивана Талызина и подьячего Постника Степанова по Муромскому уезду за 1588 год.
Использованные материалы: Г.А. Арефьева и др. Наша история. Описание церквей и приходов Вачского края XVI-XXI в. Приложение. Книга четвертая. — Вача: ВыксаПолиграфИздат, 2010. Церковно-метрические книги архива Вачского районного загса. Полное собрание сочинений П. И. Мельникова (Андрея Печорского), 1900г. Очерки мордвы. Книга памяти жертв политических репрессий Вачского района Нижегородской области. Составитель О. Михеева. Н. Новгород. «БИКАР», 2010г.
История основания церкви во имя Тихона Амафунтского
В церковной летописи за 1676 год говорится о ветхой Дмитриевской церкви, построенной ещё в конце 16 века. Надо думать, что эта ветхая церковь была разобрана, и до начала 19 века в Ваче было два деревянных храма: во имя великомученика Николая Чудотворца (1642г.) и святителя Тихона Амафунтского, подробных сведений о нём не сохранилось. Но что рукописная летопись была у священника Павла Побединского, подтверждают старожилы. Где-то в конце 70-х годов прошлого века она бесследно исчезла.
В 1805 году началось строительство нового храма, которое велось довольно длительное время. После освящения главного храма во имя Дмитрия Солунского в 1825 году, ветхая деревянная церковь во имя святителя Тихона Амафунтского скорее всего была разобрана.
29 июня 2006 года по строительству нового храма в честь Тихона Амафунтского был создан попечительский совет во главе с бывшим председателем Совета директоров ОАО «Труд» Борисом Ивановичем Есиным, а 30 июня следующего года (2007) было освящено место его возведения. Через три года (22.07.2010г.) в восстанавливаемом храме во имя святителя Тихона Амафунтского благочинный Кулебакского округа иерей Давид Покровский в сослужении духовенства благочиния совершил чин благословления колоколов. После этого они были подняты на звонницу.
3 декабря 2010 года новая деревянная церковь открыла свои двери для всех верующих. Первое богослужение провел благочинный Кулебакского округа иерей Давид Покровский. Настоятелем данного прихода является иерей Дионисий Новошинский.
29 июня 2011 года, на праздник Тихон, в Ваче был освящен новый деревянный храма во имя святителя Тихона Амафунтского. Освящение этого храма провел архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Материал из книги: Г.А. Арефьева и др. Наша история. Описание церквей и приходов Вачского края XVI-XXI в. Приложение. Книга четвертая. — Вача: ВыксаПолиграфИздат, 2010.