«В России есть три знаменитости: я, Горький и Вяльцева» — Иван Поддубный

Однажды известный цирковой борец Иван Поддубный шутя заявил: «В России есть три знаменитости: я, Горький и Вяльцева». И значительная доля правды в этой шутке была.

Дива. Несравненная Анастасия Вяльцева

Анастасия Дмитриевна Вяльцева родилась 1 марта 1871 года в Орловской губернии. В детстве она вместе с матерью переехала в Киев, где с 8 лет начала работать в мастерской дамского платья, а с 11 — подгорничной в гостинице. В 15 лет Настя пришла к известному в Киеве балетмейстеру Ленчевскому. К искусству ее подтолкнул случай, который произошел с ней, когда она убирала в гостинице апартаменты артистки Вельской. Когда Настя убиралась, она пела. Вельская услышала ее пение и сказала: «А знаешь, у тебя есть голос, тебе нужно учиться петь. Да и внешние данные у тебя прелестные. Знаешь, ты должна пойти в оперетту…»

После этого несколько лет Вяльцева выступала в разных опереточных труппах, гастролировавших по провинции. Она выступала и в балетной группе, и в вокальной: в шестнадцать лет Вяльцева запела, стала хористкой. У нее появились поклонники. Но больших успехов тогда Вяльцева не добилась. Петь и танцевать у нее получалось плоховато, и бывали случаи, когда молоденькую певичку закидывали помидорами.
В 1893 году Вяльцева поступила в опереточную труппу Малого Петербургского театра. Ей доверяли незначительные выходные роли. К ней пришёл первый успех в оперетте-мюзикле Н.Куликова «Цыганские песни в лицах». В спектакле участвовали многие артисты, которые пели популярные романсы и модные городские песенки конца XIX века. И вдруг Вяльцевой повезло. Ей дали роль девушки Кати, молодой цыганки. Роль была маленькой, но в конце последнего акта Вяльцевой доверили спеть песенку «3ахочу — полюблю»:

Захочу — полюблю,
Захочу — разлюблю,
Я над сердцем вольна,
Жизнь на радость мне дана…

Стройная, привлекательная барышня с очаровательной улыбкой, которую потом так и назовут «вяльцевской», кокетливо и игриво исполнила простенькую песенку, вызвав бурю аплодисментов. Этот вечер и стал началом её карьеры. Потом судьбоносный романс станет постоянным украшением её концертного репертуара.
Богатый петербургский адвокат Николай Иосифович Холева полюбил Вяльцеву и оказывал ей материальную поддержку. Анастасия стала, как тогда говорили, его воспитанницей. На деньги своего мецената она стала брать уроки пения у самых дорогих педагогов по вокалу, а также занялась самообразованием. Работать она умела, и успехи у нее были замечательные. И уже через год-полтора Вяльцева стала появляться в музыкальных салонах и на эстрадных вечерах как исполнительница романсов.

Первый сольный концерт Вяльцева дала в 1897 году. Публика приняла Вяльцеву на «ура». Анастасия пела о любви, о радостях жизни, унося слушателей в беззаботный и праздничный мир мчащихся троек, звенящих гитар, пенящегося шампанского. Певица очаровала свою публику игривостью и легкостью звонкого голоса.

С 1902 года певица начинает гастролировать по всей России. Первые четыре года Вяльцева ездила в гастрольные поездки — по сорок концертов — ежегодно. Потом она гастролировала уже два раза в год — весной и осенью.

Статистики подсчитали: за 5 лет, с начала 1908 по конец 1912 года, длина гастрольного маршрута Вяльцевой по России составила 175 тысяч верст — половину расстояния от Земли до Луны или 4.5 оборота вокруг Земли по экватору! Путешествовала Вяльцева в своем собственном вагоне, отделанном по вкусу самой певицы.
Поклонники называли ее «певицей радостей жизни». И это было правильно, потому что Вяльцева не пела те цыганские романсы, в которых были слезы, страдания, разочарования, смерть, в отличие от Варвары Паниной. Нет! Она пела о любви. В ее романсах и эстрадных песенках постоянно присутствует «жажда свиданий, жажда лобзаний», призывы «сбросить оковы любви».

Дай, милый друг, на счастье руку,
Гитары звук разгонит скуку.
Забудь скорее горе злое,
И вновь забьется ретивое!..

Когда Вяльцева, протягивая руки в зал и улыбаясь, пела этот припев, каждому казалось, что она именно ему протягивает руку, ему улыбается, и зал расцвечивался ответными улыбками!

В Петербурге артистка давала 2-3 сольных концерта в год в зале Благородного собрания с прибылью до 20 тысяч рублей за вечер — сумма, невиданная даже для мировых знаменитостей (средняя зарплата учителя составляла тогда 35 рублей). Пластинки с записью Вяльцевой стоили до 6 рублей. Певица сделала около сотни записей на грампластинках, но сколько из них сохранилось до нашего времени — неизвестно (как минимум, 55 записей).
Нередко концерты затягивались за полночь — Анастасии Дмитриевне приходилось петь на «бис» и 10, и 20, и 30 раз. Были случаи, когда публика категорически отказывалась ее отпускать, тогда она, фактически, пела свой сольный концерт дважды за один вечер. Ей говорили: «Что Вы делаете? Вы себя убиваете! К чему эта безумная расточительность? Зачем Вы поете столько «бисов»? Ведь публика — тиран алчный, ненасытный, безжалостный!» Она отвечала: «Они заплатили деньги и поэтому могут требовать!». Это и погубило Вяльцеву.

Осенью 1912 года Вяльцева заболела воспалением легких. Не выздоровев до конца, она в очередной раз отправилась на гастроли. На концерте в Курске она вдруг упала в обморок от недостатка сил. Когда она очнулась, в первую очередь она хотела закончить свое выступление!

После этого случая ей порекомендовали гастроли отменить, но она дала еще с десяток концертов, после чего она вообще не смогла выйти на сцену.

Врачи ей поставили диагноз «рак крови». Даже в сегодняшние времена, при высоком уровне развития медицины, процент смертности от этой болезни очень велик. Была предпринята попытка переливания крови. Донором выступил муж Вяльцевой полковник Бискупский. Попытка оказалась неудачной: больной стало на время немного лучше, но спасти ее жизнь не удалось. 4 (17) февраля 1913 года она скончалась.

Вся Россия оплакивала «несравненную», «королеву русского романса». Газета «Раннее утро» изумлялась: «Что такое Вяльцева? Когда умирал Антон Павлович Чехов, то почти никто в России не следил за ходом его болезни…». На это «Петербургская газета» отвечала: «Говорящий так забывает, что Чехов был и писал для немногих, а Вяльцева служила своим талантом многим…».

Жизнь коротка, искусство вечно! Первым эту крылатую фразу сказал Гиппократ, и она как нельзя точно подходит к творчеству Анастасии Вяльцевой.

Вяльцева умерла — ее песни остаются с нами.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?