Ужгород. Собор Воздвижения Креста Господня (старый).

С 1949 по 1991 годы принадлежал Православной церкви. В настоящее время является кафедральным собором Мукачевской епархии РГКЦ.
Появлением великолепного собора Ужгород обязан графу Яношу Другету, управлявшему городом в начале XVII века. В 1640 году он пригласил в город монахов-иезуитов, которым выдал разрешение на обширную деятельность на Замковой горе. Строительство завершилось в 1646 году – небольшая римо-католическая церковь была построена в качестве собора для монастыря иезуитов и в таком виде просуществовала более века. Только после 1773 году вслед за ликвидацией иезуитского монашеского ордена собор приобрел более приближенный к современному вид. Тогда он был передан императрицей Марией-Терезией греко-католической епархии. Под руководством епископа А. Бачинского храм был перестроен по восточному обряду в качестве кафедрального собора в стиле барокко, также была возведена часовня Богородицы, и по завершении всех работ под порталом была установлена мемориальная доска, на которой на латинском языке была записана история Крестовоздвиженского кафедрального собора Ужгорода.
Высокий, светлый снаружи и изнутри, монументальный, но в то же время легкий и изящный собор украсил самое сердце Ужгорода. Пройти мимо и не заметить его невозможно. Интересное архитектурное решение фасада, выполненного в виде портика с четырьмя колоннами, к которому ведет двусторонняя лестница из красного мрамора, и два симметричных трехъярусных купола с венскими курантами, обращенными в сторону входа в собор, делают храм своеобразным и запоминающимся. Оба купола выступают также в роли колоколен: в том, что слева от входа в храм, установлен гигантский колокол «Иван» весом одна тонна, а в правом находится еще более огромный колокол весом три тонны.
Работу по внутренней отделке Крестовоздвиженского кафедрального собора, как и архитектурные планы храма в целом, выполнили закарпатские и ужгородские мастера. Колоритная, богатейшая и искусная роспись внутри собора в стиле позднего барокко, которую можно увидеть в нем сегодня, была выполнена уже в начале XX века художником Й. Бокшаем. Однако фрагменты росписи XVIII века также частично сохранились.
Цит. по http://otdyhaem.com.ua

Одним из самых красивых культовых сооружений Ужгорода является Крестовоздвиженский кафедральный собор, возвышающийся в исторической части города, недалеко от старинного замка. Этот величественный двухбашенный храм, неизменно приковывающий внимание своими роскошными формами, входит в число самых интересных городских достопримечательностей. История ужгородского храма началась в ХVII веке, а именно с 16 июля 1640 года, когда владевший Ужгородом в то время венгерский граф Януш Другет из рода Другетов выдал дарственную грамоту иезуитам на большой участок Замковой горы, тем самым пригласив в город представителей ордена иезуитов. На выделенном участке иезуиты при поддержке Януша Другета начали сооружать свою коллегию и католическую церковь при ней.
Строительство барочного храма было завершено в 1646 году. Таким образом он строился целых 6 лет. Вплоть до 1773 года иезуитский храм принадлежал Обществу Иисуса. В 1773 году орден иезуитов был временно распущен по распоряжению папы Климента ХIV и по велению императрицы Марии Терезии двумя годами позже этот храм был передан грекокатоликам только что образованной Мукачевской епархии, после чего он стал кафедральным собором. Огромную роль в передаче храма тогда сыграл епископ только-что образованной епархии Андрей Бачинский.
В 1848-1858 гг. был проведён комплекс работ по переделке интерьера, был перестроен иконостас, расписаны своды и стены, выполнены мраморные украшения интерьера. В 1876-1877 гг. итальянский архитектор Лука Фарби реконструировал фасад собора в стиле позднего классицизма с чертами необарокко. В то время перед входом в храм появился внушительных размеров неоклассический портик с треугольным фронтоном, который поддерживают четыре колонны коринфского ордера. Роспись внутри собора была поновлена в 1938 году в стиле позднего барокко. Выполнил её художник Иосиф Бокшай.
В храме сохранились и фрагменты оригинальных фресок ХVIII века в основном нефе и боковых алтарях центральных часовен. Заслуживает внимания пятиярусный иконостас с реликварием в терезианском стиле. Скоро ему исполнится 250 лет, а он до сих пор выглядит таким величественным и нарядным, поэтому безусловно, является основным украшением Крестовоздвиженского храма. Самым богатым элементом иконостаса являются царские врата, украшенные митрой и жезлом — точной копией тех, которые были подарены императрицей Марией Терезией епископу Андрею Бачинскому. Взор посетителей сразу же приковывает плафонная композиция «Воздвижение Честного Креста», выполненная всё тем же Иосифом Бокшаем в 1938 году. Невероятно красивыми являются работы одного из первых епархиальных художников Ф. Выдры, находящиеся в алтарной части храма.
В соборе бережно хранится частица Креста, на котором был распят Иисус — вакуумная капсула с кусочком животворящего Креста, является неотъемлемым украшением распятия в Крестовоздвиженском храме. Также в соборе хранится мантия иезуитов ХVII века. Эту мантию с орнаментами скворцов (родословный герб рода Другетов) подарили ужгородским иезуитам магнаты Другеты. Она является самой ценной и старой реликвией собора. А самая загадочная часть собора — подземелье с криптой. Оно хранит много тайн и заслуживает внимания туристов, чтобы почтить память тех, кто здесь покоится (около 70 захоронений уважаемых людей Закарпатских земель в специальных нишах).
Собор построен из кирпича, его главный фасад увенчан портиком с треугольным фронтоном на четырёх колоннах коринфского ордера. По бокам сильно вынесенного неоклассического портика возвышаются восьмигранные трёхъярусные башни с курантами. Изначально, башни-колокольни были деревянные, а уже в 1814 году перестроены в камне. В обоих башнях установлены колокола. Колокол с левой башни, который весит 1 тонну, является самым известным в Ужгороде и именуется Иваном. Его брата с правой колокольни — гиганта весом 3 тонны, называют колоколом Богородицы. А ещё есть 2 небольших колокола, названные в честь св. Николая и апостолов Петра и Павла. На обеих башнях кафедрального собора есть часы с курантами, которые отбивают время каждый час — это самые большие и самые старые часы Ужгорода. Их в дар собору в 1878 году купил в Вене некий Августин Енковский.
Во внутреннем дворе храма, на фасаде, в 2012 году восстановили очень колоритные солнечные часы, которые были скрыты под слоем краски в советское время. С обеих сторон от центрального входа установлены таблички с надписями на церковнославянском языке: «Крест-красота церквям, верным утверждение, нечистым смерть» и — царям государство, слава». После запрета грекокатолицизма в СССР на Львовском соборе проходившем 8 марта 1946 года, когда собрание избранных иерархов «аннулировало» Брестскую унию, здание Крестовоздвиженского собора с 1949 года перешло в ведение Русской Православной Церкви Московского патриархата.
10 октября 1991 года после легализации и восстановления грекокатолических структур на Украине собор был возвращён грекокатолической Мукачевской епархии. Сейчас этот храм принадлежит Русинской конфессиональной грекокатолической церкви. 28 июня 2003 года в собор были перенесены мощи русинского грекокатолического епископа Мукачевской епархии Теодора Ромжи (1911-1947).
Из книги-путеводителя: Тарас Палков. «Замки Карпат. История и легенды». — Львiв. ТзОВ ПВП «Ладекс», 2009 и с сайта: md-ukraine.com/ru/objekt/detali/8395-krestovozdvizenskij-kafedralnyj-sobor.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?