Ужгород. Церковь Анны праведной.

Круглая церковь или ротонда (с итальянского языка — круглое строение), которая сегодня находится в микрорайоне Ужгорода Горяны, вызывает много вопросов относительно ее происхождения и возраста.
Одни исследователи утверждают, что она была построена в XIII-XIV в., другие — что в X-XI в.

Благодаря уникальным фрескам, которые были обнаружены во время проведения ремонтных работ в 1879 году, ротонда приобрела известность во всей Европе. Их сюжеты передают эпизоды из земной жизни Иисуса Христа: «Тайная вечеря», «Христос перед Пилатом» и др.
Считают, что эти фрески были созданы в XIV-XV вв. по заказу итальянца Другета, тогдашнего владельца Ужгородского замка. До нашего времени фрески дошли в плачевном состоянии, часть из них сохранилась лишь фрагментарно.
Сегодня Горянская ротонда — это действующая церковь Святой Анны, она играет важную роль в жизни Ужгорода, именно с этого места начинается празднование дня города.

РОТОНДА. XII—XIII в
Находится в бывшем предместье города Горяны. Наиболее вероятным временем строительства исследователи считают середину XIII в. Существует более широкая датировка памятника — XII— XIII вв. В XV в. к ротонде с западной стороны был пристроен прямоугольный в плане неф Николаевской церкви, при этом была разобрана одна конха ротонды. В 1912 г. над западным фасадом церкви надстроена деревянная колокольня. До 1927 г. крыша церкви была покрыта гонтом.
Памятник является секстаконховой ротондой. Сложен из кирпича, близкого к древнерусской плинфе, размером 35 х 17,5 х 4,5 м. В кладочном известково-песчаном растворе встречаются редкие вкрапления цемянки. Перекрыт куполом на шестигранном барабане, декорированном в верхней части поребриком. В восточной конхе сохранилось первоначальное узкое окно. Внутри стены ротонды расписаны полностью сохранившимися фресками XIV в. и более раннего времени. Фрески XIV в. созданы, вероятно, североитальянскими мастерами, выполнены в проторенессансной манере.
На восточной стене нефа находятся росписи XV в., выполненные в технике «саль секко» в манере тирольской и чешской живописных школ. Реставрация фресок начата в 1932 г. Продолжены и закончены реставрационные работы в 1960—1962 гг.Памятник является наиболее древним из существующих культовых сооружений Закарпатья.
Источник: Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр.162-163, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 год

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?