Уварово. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Храм в честь Спаса Нерукотворного (с приделом в честь свт. Николая Чудотворца)
Сохранившийся до наших дней кирпичный храм Спаса Нерукотворного (ныне Никольский храм) появился в 1790 г. на средства коллежского асессора Ивана Васильевича Лесли. Главный придел в честь Нерукотворного Образа Спасителя соединен в один ряд с приделом в честь Рождества Богородицы. В трапезной части, справа, сооружен придел во имя святителя Николая. Освящал храм ректор Смоленской духовной Семинарии – архимандрит Петр.
Приход с. Уварово издавна принадлежал Крутицкой епархии. Впоследствии село находилось в ведении Московского Митрополита и в 1778 г. было причислено к Смоленской епархии, но в разное время принадлежало то к Рославльскому уезду (с 1805 по 1817 год), то к Дорогобужскому уезду (1817-1828гг.). С 1828 года Уварово окончательно вошло в состав Ельнинского уезда.
Точная дата закрытия церкви неизвестна. В 1940 году храм еще действовал. По одним сведениям, он не закрывался. По другим – перед Великой Отечественной Войной церковь закрыли и разграбили. Во время Войны в церкви находился военный госпиталь. Затем немцы разрешили совершать в нем богослужения, и с тех пор он не закрывался.
Внешний вид храма: храм Спаса Нерукотворного – характерный памятник провинциального барокко с чертами зодчества начала 17 века. К двусветному кубу храма, примыкают равные по ширине пониженные трапезная и пятигранный алтарь. Храм имеет невысокий цоколь. Внутри трапезная и алтарь противопоставлены высокому и светлому пространству храма над сомкнутым сводом.
В настоящее время храм является действующим.
сайт Смоленской и Вяземской епархии

Стоит на возвышении на окраине села. Кирпичный храм сооружен в 1790 г. по заказу коллежского асессора И.В. Лесли. Характерный памятник провинциального барокко с чертами зодчества нач. 18 столетия.
К двусветному кубу храма, крутая четырехскатная кровля которого увенчана граненым барабаном (главка утрачена, крест установлен в сер. 20 в.), примыкают равные по ширине пониженные трапезная и пятигранный алтарь. Храм имеет невысокий цоколь. Фасады четверика расчленены на три прясла узкими пилястрами, сдвоенными на флангах (с выпуском угла). Среднее прясло завершено полуглавием с круглой люкарной в картуше. Крупные прямоугольные обрамления проемов — с лучковыми перемычками в первом ярусе и арочными во втором — имитируют руст. К подоконным доскам нижнего яруса и алтаря примыкают плоские фартуки с полукругом внизу.
Внутри трапезная, перекрытая полусомкнутым сводом, и алтарь (с поперечным коробовым сводом в центре и асимметричными лотковыми над жертвенником и дьяконником) противопоставлены высокому светлому пространству храма под сомкнутым сводом. Из основного помещения в алтарь ведут 5 проходов. Иконостас поздний, ремесленного исполнения.
В церкви сохранилась деревянная скульптура кон. 19 в. — сотник Лонгин из композиции «Распятие». Облачение фигуры приближенно воспроизводит одежду древнеримских воинов, однако сандалии со шнуровкой напоминают крестьянские поршни с обмотками, а крупные грубоватые руки и черты лица сотника близки народным типам средней России.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. — Москва, «Наука», 2001 г. Культурное наследие Земли Смоленской

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?