Спасо-Преображенский собор построен к 800-летию Православия в Финляндии. Собор выполнен в новгородском стиле по проекту финского архитектора русского происхождения И.Н. Кудрявцева на средства общества друзей Нового Валаама и при поддержке государства. Освящение собора состоялось 5 июня 1977 года архиепископом Карельским и всей Финляндии Павлом. На колокольне храма находятся 14 колоколов, вывезенных с Валаама. Над главным входом помещено мозаичное изображение Преображения Господня. В 1991 году на наружной стене апсиды размещена мозаичная икона преподобных Сергия и Германа Валаамских. Слева, перед алтарем, находится чудотворная Валаамская икона Божией Матери, в которую вставлена частица хитона Пресвятой Богородицы. Справа – чудотворная Коневская икона Божией Матери. Храм освещает позолоченное бронзовое паникадило из главного храма Валаамского монастыря на Ладоге. Стоящее в притворе напольные часы, также раньше находились в алтаре Преображенского собора.
По статье в «Журнале Московской патриархии» № 8 2006г.
8 марта 1940 над водами Ладожского озера разнеслись 12 редких ударов большого колокола Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. Эти удары возвестили о прекращении тысячелетней жизни обители. По древней монастырской традиции, когда умирает монах, в колокол ударяют один раз, когда умирает игумен – три раза, 12 ударами возвещают о кончине монастыря. По условиям договора, закончившего «зимнюю войну», Валаамский архипелаг вместе с монастырем отходил к СССР, где атеизм был официальной идеологией.
Так как в Советском Союзе монастырь могло ждать только разорение, а иноков – ГУЛАГ, то обитель спешно эвакуировали вглубь Финляндии. Братия, увезшая с собой архив, библиотеку и много икон, нашла приют в Папинниеми, в волости Хейнявеси. Там была приобретена усадьба, где разместились 160 монахов и послушников Валаамского монастыря. Многие из них находились в преклонном возрасте. Здесь же получили убежище монахи Рождественского Коневского и Трифонова-Печенгского монастырей, тоже оказавшихся на территории СССР. В здании скотного двора были оборудованы трапезная и небольшая церковь, украшенная иконами и утварью из прежней обители. Новое иноческое местожительство получило название «Новый Валаам».
Со временем маленькая временная церковь стала не в состоянии удовлетворять духовные потребности насельников и приезжающих паломников. Надо было строить новый храм, который бы достойно представлял в Финляндии валаамские монастырские традиции. Развернулась оживленная и долгая дискуссия. Скептики считали идею нереальной: старый Валаам окормлял великое множество православных и был хорошо материально обеспечен. А в инославной стране, где православных было меньше ста тысяч, не стоит даже и думать о возрождении монастыря и продолжении монашеской жизни. Иного мнения придерживались оптимисты: у «нового» Валаама иная роль, чем у «старого», – это создание православно-духовного центра для поддержки недавно возникшей Финляндской Православной Церкви. В обители можно было бы наладить просветительскую деятельность, организовать занятия с молодежью, проводить конференции и т. д. Оптимистов поддержал глава Финляндской Православной Церкви архиепископ Павел (Олмари). За проектирование нового храма взялся русский архитектор-эмигрант И. Н. Кудрявцев.
В каком стиле следовало строить храм? Архитектор не сомневался, что необходимо придерживаться стиля русского православного Севера и белокаменных храмов Новгорода и Пскова XIV–XV веков. Проект храма, составленный Кудрявцевым в новгородско-псковском стиле, получил высокую оценку проф. Ларса Петтерсона из Хельсинского университета. Его отзыв решающим образом повлиял на одобрение чертежей.
Закладка храма была проведена 7 октября 1975, а 5 июня 1977 в воскресенье, в неделю Всех святых, новопостроенный храм был торжественно освящен в честь Преображения Господня. Освящение совершили архиепископ Карельский и всей Финляндии Павел, епископ Ладожский Марк (Шавыкин), бывший в молодости иноком прежнего Валаамского монастыря, и епископ Питтсбургский и Западно-Виргинский Феодосий из Американской Православной Церкви. Иерархам сослужили: прот. Павел Красноцветов, благочинный приходов Московской Патриархии в Финляндии, прот. Ярослав Шуварский из Чехословакии и многочисленные клирики Финляндской Православной Церкви.
Среди почетных гостей находились епископ Павел Ферсхурен из Римско-Католической Церкви в Финляндии, д-р Аймо Т. Николайнен, епископ Хельсинской епархии Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, министр просвещения Финляндии Христиан Гестрин и другие официальные лица. Поздравительные телеграммы были получены от Патриарха Московского и всея Руси Пимена и от архиепископа Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии д-ра Мартти Симойоки.
В новом соборе много привезенных со «старого» Валаама икон Пресвятой Богородицы, среди них – Казанская, Толгская, Тихвинская и Смоленская. Иерусалимскую икону Божией Матери написал в 1901 известный московский иконописец В. П. Гурьянов. С левой стороны, у солеи, рядом с Голгофой, висит в киоте Валаамская икона Божией Матери, работа монастырских мастеров конца XIX века. Эта икона почиталась на «старом» Валааме; ее празднование, установленное в 1988, приходится на 7 августа. В особом киоте хранится драгоценная святыня Финляндской Православной Церкви – чудотворная икона Коневской Божией Матери, которая была, по преданию, привезена в конце XIV века прп. Арсением Коневским с Афона. Икона – двухстороннего письма, на ее обратной стороне изображен Нерукотворный Спас. Трехъярусный иконостас главного придела собора сделан из сосны и местами украшен резьбой. В нем находятся, в основном, старые иконы. Новые написал талантливый иконописец Петрос Сасаки, православный японец, проживающий в Финляндии. Царские врата происходят из одного из храмов старого Валаама.
Снаружи белое однокупольное здание собора украшают мозаики: над входом помещена композиция «Преображение Господне» художницы Инны Коллиандер, в нише на северном фасаде – мозаичная икона прпп. Сергия и Германа Валаамских работы Юрия Митрошина. На высокой звоннице, которая составляет с храмом одно целое, висят двенадцать колоколов.
После постройки собора монастырь стал быстро расти и расширяться. В 1979 были построены кельи для монахов, затем – здание гостиницы и паломнический центр. В 1984 освящен корпус, построенный при государственной поддержке, где разместились библиотека, архив и мастерская для консервации и реставрации икон.
Все службы совершаются по новому стилю и на финском языке, ибо по-русски почти никто из братии не говорит.
http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1805288788.html