При стоительстве церкви Николы на Липне впервые применяется новая строительная техника — кладка посредством чередования плинфы и камня на растворе извести с примесью мелко толченого кирпича (цемянки) заменяется кладкой из волховской плиты на растворе извести с песком. Кирпич получает иную форму — становится более удлиненным. такая строительная техника будет преобладать в Новгороде до конца 15 века. Наблюдается окончательный отход от посводного покрытия. Излюбленным типом покрытия становится трехлопастное завершение. Фасады церкви заканчиваются вверху трехлопастной декоративной аркой с пояском свисающих полуциркульных арочек. С фасадов пропадают лопатки, исчезают боковые апсиды, а центральная понижается до половины высоты фасада. Церковь была расписана, но роспись полностью погибла в Великую Отечественную войну, сам храм почти до основания разрушен. Восстановлен в первоначальных формах (авторы реставрации Л.М. Шуляк, П.Н. Максимов).
По книге Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. — Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991.
Это единственная сохранившаяся постройка древнего Липенского монастыря. Здание украшают оригинальные ниши с рельефными крестами в них. В храме хранилась первая подписанная и точнодатированная икона Древней Руси — Николай Чудотворец 1294 работы Алексы Петрова. Храм открыл новый этап в истории новгородского зодчества, связав в эволюционный ряд храмы 12 и 14 веков. Ю.Г. Иванов Русские святыни. Смоленск. Изд. Русич, 2005.
В церкви Николы на Липне (1292) при позакомарном трёхлопастном покрытии фасадов несколько усилены декоративные элементы: линию трёхлопастного завершения фасадов повторяет размещённый под нею аркатурный поясок. Стены храма целиком сложены из отесанных лишь с лицевой стороны камнем различного размера и даже различных пород. Оконные проёмы, а также верхние части здания — своды и барабан — сложены из кирпича нового типа квадратной или брусковой формы, толщиной 9-10 сантиметров. Возможно, что такой кирпич был заимствован новгородцами из соседней Риги.
Из книги: «История Русского искусства». Том 1. — Москва: «Изобразительное искусство», 1991
Каменная церковь Николы на Липне построена согласно летописным данным в 1292 г. по заказу новгородского архиепископа Климента в восьми километрах к югу от Новгорода.
Памятник относится к типу небольших кубических крестово-купольных, четырехстолпных, одноглавых, одноапсидных храмов. Апсида понижена примерно до половины высоты церкви. Конструктивное решение традиционно, но имеет и свои особенности. Четыре мощных столба поддерживают подпружные арки, на которые с помощью парусов опирается световой барабан. Столбы переменного сечения – внизу квадратные, вверху крещатые. Столбы соединены со стенами двумя ярусами арок. На нижние арки в западной трети опираются угловые камеры и связывающие их переход-хоры. Вход в церковь с трех сторон. Фасады решены сдержанно. Углы закреплены лопатками. Фасады имеют трехлопастное завершение, форму которого повторяет аркатурный пояс и поребрик. В интерьере сохранились фрагменты фресковой живописи XIII в.
Памятник представляет собой редкий и интереснейший образец небольшого храма конца XIII в. Имеет большое значение для истории русской архитектуры.
В ходе проведения ремонтно-реставрационных работ в 2016-2019 г.г. была выполнена вычинка и укрепление кладки стен фасадов и в интерьере, замена покрытия пола, замена стропильной системы и покрытия кровли над куполом, апсидой и основным объёмом, замена оконных и дверных заполнений, покраска стен в интерьере и обмазка фасадов, противоаварийные работы по укреплению и консервации настенной живописи в интерьере, устройство булыжной отмостки, археологические раскопки на прилегающей территории, музеефикация остатков паперти и колокольни.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru