Усть-Сыны. Церковь Илии Пророка.

Пророко-Ильинская церковь деревянная, пригород Краснокамска, с. Усть-сыны. Построена в 1914 г. прихожанами. Освящена 28.12.1914 г. Закрыта в 1935 г. Возвращена верующим.

Селению Усть-Сыны около 300 лет по мнению старожилов, может и больше. Известно поселение с 1790 г. С 1869 г. оно упоминается как «деревня Усть речки Сын». Селом стало называться с 1915 г. после постройки храма. Селение разрослось и к концу 19 в. здесь насчитывалсь около ста дворов. Вместе с первыми дворами в деревне была построена деревянная часовня во имя пророка Илии. Святого выбрали не случайно. Каждое лето в селении горели дома от молний во время грозы, и поэтому крестьяне решили построить у себя часовню в честь пророка Илии, чтобы он был их небесным покровителем. С тех пор, как часовня была построена, пожары от молний в деревне прекратились…
В 1910 г. было получено разрешение епархиального начальства и на месте старой деревянной часовни был заложен храм в честь пророка Илии. В 1914 г. его строительство завершилось. Главным строителем храма был купец Матвей Филиппович Кусков, могила которого находится рядом с церковью по сей день.
Освящение нового храма состоялось по благословению архиепископа Адроника, Пермского и Кунгурского 28 декабря 1914 г. Вот что пишут «Пермские епархиальные ведомости» за 1915 г. об этом событии: «С разрешения и благословения Преосвященнейшаго Андроника происходило 28 минувшего декабря давно ожидавшееся местными прихожанами освящение нового храма в честь пророка Илии. Литургию, чин освящения, а 27 декабря и всенощное бдение совершил благочинный о. И. Топорков, в сослужении местного и соседняго села Новопаинского причтов.
Во время богослужения и чина освящения пел приглашенный для этого из села Говырина церковный хор под управлением священника Петра Конюхова. К сожалению, предшествовавшие дню освящения крепкие морозы, а потом переметенныя снегом дороги помешали окрестному населению собраться на наше церковное торжество в том количестве, в каком обыкновенно откликается на такие события русский православный люд. Но все-таки посетителей праздника и добровольных приношений с их стороны было немало»…
Пророко-Ильинскую церковь строили всем селом, но главным меценатом был Кусков Матвей Филиппович. Он владел здесь своей лавкой, в которой было все необходимое для деревенского люда. Существует занимательная легенда о том, как купец Матвей Кусков смерти избежал. За товаром для лавки ездил Матвей в город. Однажды возвращался он в родное село и остановился со своим обозом на постоялом дворе, который стоял посреди леса в глухом месте. Залез после ужина на печь и случайно услышал разговор хозяев, что собирались они его, Матвея, порешить, а добро присвоить себе. И взмолился тут купец о своем спасении Николаю Угоднику в самый страшный момент своей жизни. И вдруг, когда хозяин уже замахнулся топором, раздался в окошко громкий стук: подъехали другие обозчики и стали вызывать Кускова. Некуда было деваться хозяину, взял он слово с Матвея, чтобы молчал, и отпустил восвояси. А когда он двинулся в путь, попутчиков нигде не оказалось, только пустынная дорога, да тень от обоза. Вот тогда и решил Матвей Кусков построить в Усть-Сынах церковь. В доме купца Кускова открыли и первую в Усть-Сынах школу, где на первом этаже была лавка, а на втором учили крестьянских детей.
Большой вклад в строительство церкви внес Николай Павлович Сухоруков. На его средства был приобретен иконостас, который и по сей день стоит в храме. По свидетельству журнала Оханского уездного собрания за 1911 год, был самым богатым землевладельцем. Колокола были отлиты медные с примесью серебра. Когда они звонили, то их звон раздавался на всю округу. Люди, заблудившиеся в лесу, на болоте, по их звону находили дорогу домой.
Храм был построен деревянный, на каменном фундаменте, с деревянной шатровой колокольней, покрытой железом. В это же время построили каменную просфорню с трапезной. Позднее построили церковный дом для священника. До этого времени служащий священник с семьей жил в частном доме. По штату в церкви полагался один священник и один псаломщик.
Расстоянием сия церковь от епархиального совета и губернского города Перми в 45 верстах (48 км), от местного благочинного в заводе Нытвенском в 20 верстах, от ближайшей железнодорожной станции Шабуничи в 14 верстах.
Ближайшие к сей церкви: Симонятская, Говыринская в 9 верстах, Воробьевская в 10 верстах.
Первым священником в храме пророка Илии был Валериан Рафаилович Петров. Он родился в 1871 г. в семье священника. Обучался в Пермском Духовном Училище, в 1889 г. вышел из 3 класса и определен исполняющим должность псаломщика в Введенскую церковь с. Тюинского Осинского уезда. С 1892 г. проходил воинскую службу, затем в 1897 г. был определен исполняющим должность псаломщика к церкви с. Мисинского Красноуфимского уезда. В 1902 г. был утвержден в этой должности. В 1904 г. перемещен в с. Успенское Пермского уезда, где был рукоположен во дьякона на вакансию псаломщика. С 1905 г. состоял законоучителем Успенской церковно-приходской школы. В 1907 г. после сдачи экзамена был рукоположен во священника на дьяконскую вакансию к церкви с. Ошиба Соликамского уезда. В 1910 г. перемещен на дьяконскую вакансию к Новопаинской церкви Оханского уезда. Годом позже перемещен на вакансию второго священника при той же церкви с откомандированием для служения в с. Усть-Сыны. При этом отец Валериан состоял законоучителем земских школ Усть-Сыновской и Конец-Борской. 2 апреля 1914 г. за заслуги по духовному ведомству награжден набедренником, а в 1921 г. за выслугу лет, усердие на службе и очень хорошее поведение был награжден скуфьей. Умер батюшка в 1922 г. и похоронен в церковной ограде храма за алтарем.
После смерти о. Валериана вторым священником Пророко-Ильинской церкви стал Николай Алексеевич Мотырев. Родился в 1886 г. 9 мая в семье крестьянина. Образование получил в двухклассной школе и прошел пастырско-богословские курсы в Перми в 1922 г. По прохождении курсов рукоположен Преосвященнейшим епископом Селивестром в сан дьякона с прикомандированием к Сергиевской церкви г. Перми от 31 марта 1922 года. Декабря 18-го дня 1922 г. рукоположен Преосвященнейшим епископом Николаем в сан священника с назначением к Пророко-Ильинской церкви села Усть-Сыны Пермского уезда. К тому же он еще в 1912 г. окончил курсы певческой грамоты.
Штатного псаломщика при Усть-Сыновской церкви в это время не было. С марта месяца 1923 г. эту должность временно исполнял сын первого священника о. Валериана Николай Петров (род. 6 ноября 1901 г.), бывший воспитанник Пермской Духовной Семинарии.
Внештатной просфорней при храме была вдова священника Валериана Таисия Павловна 1879 г.р., она исполняла эту должность с декабря 1922 г.
На должности церковного старосты с сентября 1923 г. состоял председатель ответственного органа церкви — крестьянин села Костарев Андрей Макарович 41 года.
После отца Николая священником Пророко-Ильинской церкви с 1925 по 1929 г.г. стал Петр Евстафьевич Розов.
Согласно сведениям на 1929 г., записанными о. Петром в религиозном объединении с. Усть-Сынов Пророко-Ильинского прихода в регистрационных списках значилось 132 члена обоего пола. А всего число верующих свыше 18-летнего возраста, исполняющих христианские религиозные обязанности составляло 433 человека обоего пола. Количество нечленов, непосещающих собрания объединения — 49 человек обоего пола.
В 1930-е г.г. вовсю раскручивается маховик репрессий по отношению к духовенству. Священнослужителей и верующих изгоняли, арестовывали, изгоняли в ссылки, мучили бесчисленными и бессмысленными судебными процессами и просто расправлялись без всяких причин и объяснений.
В 1929 г. священника Петра Розова направили из с.Усть-Сыны служить в с. Усть-Качка. О дальнейшей судьбе о. Петра известно из рассказа его младшей дочери Марии Зелениной: «В июне 1934 г. ночью приехали какие-то люди. Все иконы из церкви вынесли, положили в ящики, погрузили в катер. Отца арестовали и забрали с собой. Семья осталась на улице (из сторожки их выгнали), изо дня в день ожидая ареста. Ютились по чужим домам».
В 1930-е г.г. церковь хотели закрыть, но сельчане ее отстояли. А вот колокола пришлось снять. Церковные книги один из селян по фамилии Бабенышев положил в сундук и закопал неподалеку от церкви. Когда стало в стране потише, он решил их снова достать. Но сколько ни копал на том месте, ни сундука, ни книг он не нашел. Усть-Сыновцы решили, что священные книги «ушли в землю»…
В Советское время наступил продолжительный период напряженных отношений между государством и Церковью. Власть жестко контролировала все сферы церковной жизни. На священнослужителей писали доносы, верующих притесняли, унижали, ограничивали в социальных правах. Молодежь не пускали в храмы, срывали с груди крестики. И все это время церковь святого пророка Илии оставалась одним из немногих, действующих в епархии. Храм пророка Илии известен всем жителям Краснокамского района. Многие поколения краснокамцев крестились, венчались в нем, получали духовную поддержку. Пророко-Ильинский храм не закрывался даже в годы гонений на церковь в Советскую эпоху.
В 2014 г. храм Пророка Божия Илии отметил свой вековой юбилей. Вот уже сто лет возносится молитва из стен Пророко-Ильинской церкви за первых её строителей и жертвователей: Кускова Матвея Филипповича, Селивановских Александра Васильевича, Сухорукова Николая Павловича. Прихожане храма, жители села хранят память о первых меценатах.
История храма Илии Пророка, с сокращениями, http://iilia-prorok.cerkov.ru/istoriya-xrama-proroka-ilii/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?