Усть-Каменогорский Покровский собор строился с 1885 по 1888 гг. на средства купца Михайлова и других благотворителей. Храм имел два боковых придела – во имя Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Собор являл собой огромный четверик, декорированный разновеликими оконными проемами, украшенными сандриками-кокошниками, и строгим геометрическим орнаментом кирпичной кладки. Большой четверик венчал малый, с пятиглавием, завершающимся луковичными главками. С востока к основному объему примыкали три алтарные апсиды, каждая из которых имела свой барабан с главкой. С запада храм соединяла с притвором зауженная трапезная. Притвор служил основанием для трехъярусной колокольни с шатровым завершением. Собор окружала ограда: кирпичный цоколь и столбы, кованая решетка. Сторожевые помещения были решены в виде небольших часовен.
Собор являлся одним из центров просветительской деятельности дореволюционного Усть-Каменогорска. Это выражалось, главным образом, преподавательской деятельностью его клириков в ряде учебных заведений города, в частности: Мариинском женском училище, Женской гимназии, городском начальном училище.
В 1923 г. все имевшиеся в городе типовые храмы были переданы обновленцам и оставались в их руках до самого закрытия. Патриаршая (тихоновцы, сергианцы) община с этого года ютилась по различным адресам вплоть до прекращения легальной деятельности православных религиозных объединений Усть-Каменогорска в конце 1938 г. В 1927 г. православные пытались вернуть себе один из типовых храмов, но, получили отказ властей. 16 марта 1934 г. в соборе был запрещен колокольный звон. В 1934 г. патриарший приход претендовал уже только на часть помещения Покровского собора, пустовавшего ввиду крайней малочисленности обновленческой общины, но опять ему в этом было отказано решением Горсовета от 8 октября 1934 г.
1935-1936 гг. – время трагического завершения существования Покровского собора. Не в силах содержать большой храм, выплачивать всё возраставшие налоги на помещение и на священнослужителей, обновленцы в апреле 1935 г. добровольно передали властям собор, помещением которого совсем недавно не желали делиться с православными. Взамен собора они испросили себе небольшое приспособленное под храм здание.
После закрытия у Покровского собора с помощью тракторов были снесены купола, сам он некоторое время использовался под зернохранилище и в таком виде простоял немногим больше года. 31 мая 1936 г. состоялось заседание Усть-Каменогорского городского Совета. Пятым пунктом протокола собрания, который был записан простым карандашом в ученической тетради, был раздел «Разное». Вначале разобрали дело чем-то проштрафившегося подсобного работника, а затем заслушали сообщение «…о разборке здания бывшего собора. Постановили: В связи с тем, что здание собора приспособить под иное здание без вложения громадных сумм невозможно, пленум находит целесообразным его разобрать и использовать материал под нужды местного строительства…».
Не стало Покровского собора. На имеющейся в фондах этнографического музея фотографии, сделанной с высоты пожарного депо в 1937 г., среди знакомых строений центра города ощущается нехватка чего-то… Собора. Вскоре были снесены рядом стоявшие торговые ряды и часовня в центре Базарной площади, на месте которых был разбит парк, долгие десятилетия носивший имя С.М.Кирова, а теперь переименованный в «Жастар» (Юность).
Источники: Герасимов Б.Г. Избранные труды: факсимильное издание. – Усть-Каменогорск: Шыгыс Баспа, 2000. Усть-Каменогорск, ГАВКО, Ф.1, Оп.1.
Покровский собор в г. Усть-Каменогорске трехпрестольный: главный престол — во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с правой стороны — в честь и Рождества св. прор. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, с левой — во имя св. и чудотв. Николая, архиепископа Мирликийского. Собор каменный, оштукатуренный и обеленный, построен в 1888 г. на средства Торгового дома «Петров и Михайлов» с помощью сторонних благотворителей, стоит до 100 000 руб., прочен, богомольцев вмещает до 5000 человек. Местно чтимых икон и других предметов народного почитания или исторического характера нет.
Причт помещается в частных квартирах, земли на причт не положено. Жалование причту ни от казны, ни от прихожан не положено… Жителей в приходе: православных — 3178 муж. пола и 3236 жен.; магометан — 475 муж. и 370 жен.; католиков — 16 муж. и 17 жен.; евреев — 12 муж. и 9 жен. Причта положено: протоиерей, священник, диакон и 2 псаломщика. При Покровском соборе имеется церковно-приходское попечительство, имеющее целью помогать вообще бедным, изыскивать средства на построение храма за рекой Ульбой и помогать бедным ученикам. Основано оно в 1893 г. протоиереем Дагаевым. По воскресным и праздничным дням ведутся религиозно-нравственные чтения с народом в здании начального приходского училища.
К.Ф. Скальский «Омская епархия» Омск. Типография А. К. Демидова. 1900 г.
Покровский собор трехпрестольный, главный престол – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с правой стороны – в честь и память рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, с левой – во имя св. и чудотв. Николая Мирликийского. Собор каменный, оштукатуренный и обеленный, построен в 1888 г. на средства торгового дома «Петров и Михайлов», с помощью сторонних благотворителей. Постройка его стоила до 10 000 руб., прочен, богомольцев вмещается до 5000 человек.
В состав прихода Покровского собора входят: г. Усть-Каменогорск, обывательское селение Пристань и три заимки. При соборе с 1893 г. открыто церковно-приходское попечительство, которое располагает значительными суммами. Так в 1907 г. им израсходовано на устройство причтовых помещений и разные дела благотворительности 1098 руб. 53 коп.
В приходе Покровского собора имеется приписная церковь в 1 версте от собора, в заречной части города, деревянная, во имя трех Святителей. Построена в 1903-07 гг. на средства церковного попечительства, стоящая 10 000 руб. Освящена 20 мая 1907 г. На базарной площади в г. Усть-Каменогорска построена каменная часовня во имя св. и чудотв. Николая.
Штатный священник помещается в доме, построенном на средства церковно-приходского попечительства с помощью церковных 500 руб.; диакон на вакансии псаломщика – в доме, построенном на средства города, а остальные члены причта – в частных квартирах и на собственный счет. Жалования причту ни от казны, ни от прихожан не положено. Причт получает проценты с капитала в 1900 руб. и братских доходов 3300 руб. в год. Кроме сего, священник получает за преподавание Закона Божия в учебных заведениях в городе 910 руб. ежегодно.
В приходе две церковно-приходских школы: одна в заречной части города, за рекой Ульбою, помещается в собственном доме, а другая – за рекою Иртыш, помещается в особо отведенном доме. Обе школы содержатся на местные средства. Имеется народный дом, в котором от общества трезвости содержатся две читальни, одна платная, другая бесплатная, две библиотеки и 1 чайная.
Жителей в приходе по клировым ведомостям за 1907 г. числилось 5958 душ муж. пола и 5959 душ жен. пола. Средним числом в приходе за год бывает крещений 434, браков 113 и погребений 373. В городе прихожане все старожилы, а в заречной части его и на заимках – переселенцы из Воронежской, Харьковской и Тобольской губерний. Православные прихожане посещают храм усердно, но не отличаются особым старанием к его содержанию, к устройству причтовых домов и обеспечению причта квартирным пособием. В летнее время ими устраиваются крестные ходы по полям во всем приходе, по домам причт ходит с иконами на св. Пасху по приглашению.
В приходе есть до 100 мелочных лавок, до 10 магазинов, 3 склада земледельческих орудий, пивной завод, 10 пивных и 3 винных лавки. Прихожане занимаются хлебопашеством, овцеводством, рыболовством и производством молока.
Причта при соборе по штату положено: настоятель, помощник, диакон и 2 псаломщика.
Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г.