Успенское на Секше. Две церкви. Церковь Успения Пресвятой Богородицы основана в 1794 году тщанием прихожан, зданием каменная, крепка. В ней три престола: главный в честь Успения Пресв. Богородицы и два придельных: правый в честь Св. и Чудотворца Николая и левый в честь Преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградскаго Чудотворца. Церковь эта холодная и служба в ней совершается в летние месяцы. При ней, отдельно, вторая церковь, теплая, каменная с одним престолом — во имя Казанской Божией Матери; основана она в 1810 году, также тщанием прихожан и доброхотных дателей. Обе церкви обнесены одной каменной оградой.
Часовен в приходе пять: в деревнях Балахонке, Халдееве, Болванове, Сумарокове и Казанской Пустыни — все деревянные. Часовня в Казанской Пустыни поставлена на месте бывшей тут когда-то Казанской обители.
Земли при церкви 146 дес. 80 кв. саж. Два деревянных церковных дома: один для жительства священника и другой для диакона и псаломщика. Церковного капитала в билетах 818 рублей.
В приходе 1071 м., 1230 ж.; в селе живет духовенство, а прихожане в следующих двадцати деревнях: Белоглазове, дворов 27, 78 м., 81 ж., отстоят от церкви в 10 вер.; Балахонке 28 дв., 85 м., 98 ж., в 4 в.; Халдееве 32 дв. 86 м., 94 ж., в 3 в; Ермакове 35 дв., 93 м., 114 ж., в 3 в.; Окулове 12 дв., 30 м., 51 ж., в 1 в.; Григорове 28 дв., 83 м., 73 ж., в 1 в.; Иваниках 3 дв., 7 м., 8 ж., в 4 вер.; Толстикове 9 дв., 24 м., 35 ж., в 3 вер.; Панфилове 28 дв., 83 м., 73 ж., в 5 вер; Горках 7 дв. 14 м., 19 ж., в 1 вер.; Харине 18 дв., 61 м., 59 ж., в 1 вер.; Починках 9 дв., 20 м., 30 ж., в 1 вер.; Кобылине 6 дв., 20 м., 22 ж., в 2 вер.; Болванове 24 дв., 72 м., 76 ж., в 3 вер.; Сумарокове 31 дв., 96 м., 109 ж., в 4 в.; Елхах 18 дв., 42 м., 41 ж., в 7 вер.; Федкове 28 дв., 71 м., 73 ж., в 6 вер.; Василеве 25 дв., 63 м., 71 ж., в 3 вер.; Окульцове 7 дв., 24 м., 29 ж., в 1 вер.; Казанской Пустыни 13 дв., 36 м., 38 ж., в 1 вер.
Первые шесть деревень расположены по Любимско-Буйской большой дороге, остальные в окрестностях села, все при колодцах и прудах, исключая Казанской Пустыни, которая при реке Костроме.
Почтовый и телеграфный адрес: город Любим, Ярослав. губ.
В приходе две начальные школы: в селе церковно-приходская и в деревне Ермакове земская. Причта по штату положено быть: священнику, диакону и псаломщику. Причтового капитала в билетах 668 рублей. Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии, 1908 г., стр. 298-299
В версте расстояния от церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на р. Секше, есть деревенька «Пустынь». Непосредственно за нею стоит столбик с кровелькой, а в нем икона пресвятой Богородицы Казанской. Подле нее пролегает большая дорога в г. Судиславль. Непосредственно за столбиком идет к востоку земляной мыс. Он сажен в пятнадцать длиною и сажен в восемь шириною. В весенний разлив это место омывается водами реки Костромы, неподалеку принимающей в себя речку Секшу. По краям мыса идет ровик и возвышаются ели, но они растут и по всему пространству мыса. Среди их видны на нем задернелые могилы, а в левом углу мыса стоит деревянная часовня. Таков вид сей земляной стрелки в настоящее время. Ранее тут было иное. Елей было больше и они были старее; но лет двадцать тому назад, 8-го июля, в самый праздник Казанской иконы Богоматери и в крестный ход сюда из Секшинской церкви, восемь из елей были опалены и разбиты молнией. Несколько лет потом они стояли подсохшими и наконец были спилены.
Еще отличнее от теперешнего был вид данной стрелки в более глубокое древнее время. В «Выписи из Костромских книг письма и межеванья Ивана Языкова да подьячего Григорья Богданова 156 (1648 г.) и 157 году (1649 г.)», сохранившейся в Секшинской церкви, значится на месте нынешней деревни «Пустыни» «займище пустынника старца Капитона». Жил он здесь в хижине лишь с иконой пречистой Богородицы Казанской. Современниками его были местные помещики Костромичи Иван Никитин Рожнов, живший с братьею в деревне Григорове, да племянники его от братьев Григорий Васильев Рожнов и сын Федор Иванов Рожнов, живший в сельце Окульцеве. И поступились они старцу Капитону частью своей земли, дали ему поверстного и всю наволоку Кобылино. И стала земля та и луг и болото с той поры называться «землею и лугом и болотом пустыни Пречистой Богородицы Казанской», или «землею пустынною пустынника старца Капитона». Современниками его, а также и соседями по земле, были помещики: Иван Федоров Жадовский, живший в починке Выползове и владевший между прочим наволоком Дуденевским; Иван Андреев Ачкасов, живший в сельце Горках и владевший деревнею Захарьиным, Харино тож, и наволоком Захарьинским; Афанасий и Курбат Ачкасовы; Никольские попы Алексей и преемствовавший ему Михей Алексеев, поп Афанасий и преемник его Симеон Никитин; старый поп Июда. Другими современниками старца Капитона, хотя и не соседями по земле, были помещики: Иван Борисов Большой, Иван Борисов Меньшой, да Степан Иванов Ачкасовы, жившие в деревне Окулове; Иван Иванов Ачкасов, сын Ивана Андреева. Из крестьян Жадовского современниками старца Капитона были: Савка Михайлов, Андрей Пименов и Андрей Исаков; последний жил в починке Выползове. Из крестьян Федора Рожнова тогда же жили Дорофей Кондратьев; из крестьян Ивана Рожнова – Федор Иванов, да Андрей Фарафонов, оба из деревни Григорова.
В плане от 1775 г. на землю, принадлежащую церкви Николая чудотворца, что на Секше, и 1780 г. марта 26 засвидетельствованном Костромскою межевой конторой, при пустыне Казанской Богородицы значится священник Иван Алексеев и пономарь Тимофей Иванов.В том же плане за Капитоновой пустынью значится писцовая церковная земля владения священно- и церковно-служителей, да той же пустыни бывшая владения экономического ведомства крестьян. К последующим судьбам бывшей в пустыни церкви относится сообщение крестьянина Василья Филиппова Зимина, что церковь «Пустыни» пошла на обжиг кирпича Спасо-Элнотской церкви. Но эта церковь построена в 1810 г. Церковь «Пустыни» к тому времени значит уже устарела и была упразднена. Иконостас и иконы из упраздненной «пустынной» церкви перенесены в Секшинскую церковь, где они и поныне стоят в приделах Геннадия чудотворца и святителя Николая. Икона Казанской Богоматери, бывшая храмовою в «Пустыне», и поныне в Секшинской церкви чествуема.
Чрез несколько лет после упразднения «Пустынной» церкви некто Иван Степанов Москвин, во времена существования винных откупов, поверяя местный питейный дом, возмутился заброшенностью некогда священной сей местности и дал некоторые средства на устройство здесь небольшой часовни, а лет 60 тому назад жителем деревни «Пустыни» и старостою Секшинской церквиФилиппом Федоровым Зиминым построена нынешняя часовня. Он перенес в нее из церковного амбара остатки старого, бывшего в «Пустыне», иконостаса и с ним несколько икон, местность же всю он обрыл ровиком. При копаньи его было найдено кадило и попадались длинные человеческие волосы. Восьмидесятилетний сын его Василий Филиппов, живущий саженях в 12 от часовни, пред Казанской иконой Богоматери и поныне по праздникам возжигает в часовне масло и еще пред двумя иконами свечи; это на подаяния проходящих и проезжающих по дороге дателей, собираемые в столбик с иконою Богоматери, издревле стоявший при дороге.
Июля 8-го ежегодно и поныне бывает из Секшинской церкви в «Пустынь» крестный ход. После молебна совершается тогда на погосте и лития о всех отцех и братиях, зде[сь] лежащих.
Прошлого 1893 года 22 мая, за исключением дома крестьянина Зимина, вся деревенька «Пустынь» к сожалению выгорела и стала ныне обстраиваться вновь.
ЯЕВ № 15 от 12 апреля 1894 г. Ч. неофиц. Столб. 225-228. http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=3679