Успенская Святогорская лавра

Согласно церковным преданиям, первые монахи поселились в XIV или XV веках. Первое письменное упоминание о местности «Святые горы» относится к 1526 году. Встречается оно в записках имперского посла Сигизмунда Герберштейна.
Первое достоверное упоминание о монастыре относится к 1624 году, когда духовенству была пожалована царская грамота на право владения этой землёй. В 1679 году монастырь захвачен и разграблен крымскими татарами. К монастырю относилась также Гороховатская Богородичная пустынь. Впоследствии восстановлен и во второй половине XVIII века утратил оборонное значение, став крупным землевладельцем.
В 1787 году по указу российской императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 году новым владельцем Святогорья стал князь Потемкин-Таврический. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упразднённом состоянии обитель находилась почти 57 лет. Земли оставались в роду Потёмкиных.
В 1844 году по ходатайству землевладелицы Татьяны Потёмкиной указом российского императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. В конце XIX века у места крушения поезда с императорской семьей в селе Борки был устроен Спасо-Святогорский скит с храмом Христа Спасителя. Также действовали пещерный Арсеньев скит, Ахтырский скит. Перед Первой мировой войной в монастыре находилось около 600 монахов.
События 1917 года и приход новой Советской власти трагично отразились на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 года.
В решении судьбы монастыря принимал непосредственное участие основатель Донецко-Криворожской советской республики «товарищ Артём». Так, по его предложению, с одной стороны, от уничтожения были спасены основные храмы обители, а с другой стороны, в Свято-Успенском соборе устроили кинотеатр, с туалетом на месте одного из алтарей, а в Свято-Покровском — библиотеку.
В 1922 году монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.
Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. Первыми насельниками были монах, священник Серафим и четверо молодых послушников из Донецка. В том году монастырю отдали разграбленный и осквернённый, превращённый в кинотеатр Свято-Успенский собор, в боковых приделах которого были устроены общественные туалеты, сам собор был разделён железобетонным перекрытием на два этажа.
В 1995 году, когда увеличилось количество братии, начали реставрацию и восстановление храмов и корпусов обители.
28 ноября 2003 года Святогорскому монастырю окончательно передали находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы» жилые и хозяйственные строения.
Учитывая древность обители, её историческую роль, многочисленные обращения православных верующих, а также активное возрождение монастыря и его благодатное влияние на духовную жизнь региона и Украины, 9 марта 2004 года Священный синод Украинской православной церкви с благословения патриарха Алексия Второго присвоил монастырю статус лавры. Таким образом, Святогорский монастырь стал третьей на Украине православной, после Киево-Печерской и Почаевской, лаврой.
5 декабря 2005 года состоялась епископская хиротония наместника лавры архимандрита Арсения Яковенко.
12 июля 2008 года состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, четверо преподобноисповедников и один Христа ради юродивый. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Священного синода Украинской православной церкви 8 мая 2008 года. Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 года.
7 июля 2009 года братией монастыря были обретены мощи первого настоятеля Святогорской пустыни по её возобновлении в 1844 году архимандрита Арсения Митрофанова и мощи подвижника и прозорливца преподобного Исаакия Головина.
Свято-Успенская Святогорская лавра является значительным духовным центром православной паствы востока Украины. Отреставрирован Успенский собор, монастырская колокольня с Покровским храмом, древнейший храм обители в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских со скитом, в котором по благословению главного архиерея братия одевается в старинную форму одежды. Со стен древних пещер стёрты раны богоборческой эпохи, восстановлен храм в честь преподобного Алексия, человека Божия, и храм святителя Николая на верхушке меловой скалы. Памятником деревянного зодчества можно считать возрождённый Всехсвятский скит с деревянным храмом в честь всех святых нашей земли.
Все храмы, пещеры и уцелевшие здания вернули монастырю. Послушание в обители несут более сотни человек братии. Летом 2014 года в монастыре нашли приют 800 беженцев, в том числе 300 детей.
Священным синодом Украинской православной церкви лавра определена местом пребывания епископов Иннокентия Шестопаля, Ипполита Хилько, ранее также схиепископа Сергия Зализницкого.
Первые монахи выкопали церкви и кельи в верхнем ярусе. Через маленькие оконные проёмы в них проникал свет, освещавший фрамугу для иконы, вырубленную в меловой скале лежанку, ступеньку, проёмы для дверей. Кельи соединяются с квадратным залом со сводом, опирающимся на массивный столб в центре. В восточной стене ещё видны следы от иконостаса первой подземной церкви Святогорского монастыря до 1632 года. Сначала она называлась Успенской, затем Николаевской, а в XIX веке — Иоанна Предтечи.
От этой пещерной церкви разветвляются лабиринты тротуаров и келий. Один небольшой тротуар соединяет её с квадратной трапезной, севернее которой шёл проход на верхний третий ярус пещер, где была Успенская церковь. Второй проход ведёт к нижнему ярусу пещер с Алексеевской пещерной церковью высотой до 4 м. В 1753 году, во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, сюда сослали раскольника Чекменьева, который «сеял между простым народом ереси». Алтарная часть Алексеевской церкви имела форму сегментной фрамуги и была отделена от основного пространства пилястрами, на которые опирается арка, где крепится иконостас.
В незаметном месте внутри меловой горы расположена церковь преподобных отшельников Антония и Феодосия. Небольшой коридор, вырубленный в меловой породе, ветвится на три коридора, ведущих к главному месту в церкви. Основали её последователи киевских монахов, бежавших сюда от Батыевых орд. Неподалеку от неё археологи нашли посуду VIII—X веков.
На площадке мелового утёса торчат остатки трёхкамерной Николаевской церкви, построенной в стиле слободского барокко. Согласно рисунку монастыря, в 1679 году на том месте поднимались три массивных меловых конуса с прорубленными окошками. Очевидно, пещерная Успенская церковь под влиянием природы или человека частично обрушилась и обнажила часть интерьера, внутреннего пространства. Церковь не только дополнила утраченную часть меловой скалы, но и стала её украшением. Как в других украинских церквях, её купола расположены по оси восток-запад. Украинские мастера XV—XVI веков, пытаясь придать своим строениям стройный вид, обычно ставили на восьмигранник большего объёма восьмигранник меньшего объёма. Над алтарём церкви возвышается пирамидальная башня с небольшим барабаном и грушевидным куполом. Подобным куполом увенчан западный алтарь. Западную башню украшает декоративный орнамент из кирпича по окружности башни.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?