Соборный храм древнего Галичского Успенского монастыря на протяжении веков был средоточием жизни обители: все здешние важнейшие события так или иначе происходили в нём или рядом с ним. Сама же обитель уже в ХVI веке получила поистине всероссийскую известность — во многом благодаря подвигам преподобного Паисия Галичского, по кончине погребённого в Успенском соборе, и пребывавшей в стенах храма чудотворной Овиновской иконе Божией Матери.
Строительная история Успенского собора не завершилась с освящением храма в 1646 году. Первоначальный четверик с устроенными с трёх сторон входами, которые украсили характерные для этой эпохи порталы, вскоре оброс пристройками: с запада появился притвор, с юга — паперть с ризницей, а в юго-западном углу выросла приземистая, не выше самого храма, колокольня. Вот что пишет о ней в своей книге «На земле древнего Галича» искусствовед А.А. Тиц: «Устойчивый прямоугольный объём звонницы спрятался за широкой спиной храма, и только небольшой конус каменного шатра возвышается рядом с цилиндром барабана. Есть все основания считать, что в Паисиевом монастыре сохранился один из древнейших образцов шатровой колокольни, возможно конца ХVI века. Архаические формы этого сооружения легко ассоциируются с замечательной Успенской церковью-колокольней на Кубенском озере, чей силуэт дополнил в 1543-1549 годах красу водного простора». Это наблюдение, за исключением неверной датировки, весьма любопытно. С окончанием и освящением в конце ХVII века каменной Троицкой церкви два монастырских храма были соединены переходами. В монастырской описи 1702 года находим сообщение о том, что в Успенском соборе устроен пятиярусный тябловый иконостас, а царские врата придела святителя Леонтия представляют собой не что иное, как царские врата из иконостаса деревянного предшесвенника каменного храма.
После секуляризации Паисиево-Галичский монастырь оставался средоточием духовной жизни Галича. Во второй половине ХVIII века Успенский собор дважды ремонтировался: в 1776-1777 годах восстанавливали повреждённую ураганом его центральную главу и белили стены, а в 1795 году растёсывали окна и украшали лепниной интерьер. В конце 1830-х годов на месте сломанной южной паперти возвели придел преподобного Паисия Галичского — разумеется, в ампирных формах. Предполагается, что тогда же позакомарное покрытие было заменено более функциональной четырёхскатной крышей и в храме установили новый иконостас. Далее в истории монастыря произошёл трагический сюжет, хронологически приходящийся на советские годы.
Большевики с Паисиево-Галичским монастырём не церемонились — они закрыли его уже в 1919 году. И не только закрыли, но и ограбили, не дожидаясь официального декрета об «изъятии церковных ценностей», вышедшего в 1922 году. Монастырские храмы, между тем действовали до начала 1930-х годов, когда упразднили и их. Тогда «дограбили» в Успенском соборе остальное. Последовала варварская перестройка: появились межэтажные перекрытия, чуть позже были разобраны боковые главы. В последующие десятилетия памятник неуклонно разрушался. После войны в соборе разместилась инкубаторная станция, в других бывших монастырских строениях устроили клуб «с танцами» и жилые квартиры. Результатом советского хозяйствования стало то, что к началу 1990-х годов соборный Успенский храм — символ духовного возрождения России после потрясений Смутного времени — сохранился в руинированном состоянии. Лишь в 1994 году, с возобновлением иноческой жизни в древней обители, возрождённой в качестве женского монастыря, собор был отреставрирован под руководством реставратора Леонида Сергеевича Васильева.
В июне 1997 года в Паисиевом приделе Успенского собора было совершено первое богослужение. Время не сохранило сведений, кто строил это архитектурное сооружение. А.А Тиц в своей книге высказал следующее предположение: «Некоторые черты архитектурного облика, обособленность закомар от плоскости стены, лаконизм художественного языка напоминают руку ростовских мастеров…». Пятиглавие Успенского собора можно назвать традиционным: все главы поставлены на высокие световые барабаны, в основании которых размещено по поясу декоративных полукруглых кокошников, перекликающихся своей формой с закомарами фасадов. «Центральность» центрального барабана подчёркнута ещё и декоративным оформлением: он украшен аркатурно-колончатым поясом. На каждом фасаде — по три закомары немалого размера, отсечённые от собственно фасадов профилированным карнизом. Позакомарное покрытие храма в ХIХ веке заменили четырёхскатной кровлей — восстановлено оно было уже в ходе рестарационно-восстановительных работ, проводившихся в 1990-е годы. Три пониженных относительно высоты основного четверика апсиды имеют небольшое скругление, в то время как выдвинута до их крайней точки апсида позднего Паисиева придела — почти полукруглой формы. В каждой апсиде прорезано большое окно с арочным завершением, но симметрия нарушена и здесь — в центральной апсиде мы видим с северной стороны ещё одно небольшое окно. Над окнами — киоты, украшенные фронтончиками. Колокольня, будто вросшая в собор в его юго-западном углу и поднимающаяся над соответствующим сегментом притвора, выстроена в два яруса (восьмерик звона на четверике) и имеет завершение в виде шатра со слуховыми окнами, обрамлёнными декоративными наличниками.
Выглядит это сооружение на фоне известных нам храмов ХVII века довольно необычно — есть в нём какая-то тяжёлая архаика. Южный придел возводился в конце 1830-х годов — и, как ни старались занятые им мастера привести его в стилистическое соответствие с древним зданием, эпоха классицизма в нём даёт о себе знать: он слишком правилен по сравнению с основным четвериком; чередование его окон, разделённых гладкими лопатками, видится слишком «регулярным»; тут не хватает той странной и прекрасной ассиметрии, которую строители Успенского собора возвели чуть ли не в принцип. Вот некоторые размеры храма: вместе с Паисиевым приделом в плане он представляет собой почти правильный квадрат со стороной 23 метра. Ширина основного четверика — около 15 метров; длина без притвора -около 18 метров.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №204, 2016 г.
Успенский собор — выдающийся памятник культового зодчества Костромской земли сер. 17 в., обладающий своеобразной объемной композицией и декором, ориентированным на зодчество более раннего времени. Массивный, прямоугольный в плане четверик с позакомарным покрытием увенчан пятью шлемовидными главами на цилиндрических световых барабанах. С востока к основному объему примыкают три пониженных скругленных апсиды, с запада — низкая паперть, над южной частью которой возвышается невысокая массивная колокольня, завершенная шатром с повалом, южный фасад в нижней части скрыт Паисиевским приделом, полукруглый алтарь которого выведен в одну линию с апсидами основного храма.
При общей ориентации форм собора на архитектуру 1-й пол. 17 в. обращает на себя внимание несоответствие фасадных членений храма его внутренней структуре. Так, боковые фасады при трехчастном членении внутреннего пространства и трех закомарах, завершающих стены, разделены на четыре прясла гладкими лопатками, при этом сами закомары, отрезанные от стены профилированным карнизом, не совпадают с конструкцией перекрытия. Не соответствует внутренней структуре и композиция алтарной части: почти половина алтарного пространства включена в объем четверика, тогда как снаружи пониженные апсиды имеют небольшой вынос. Собор окружен профилированным цоколем. Высоко поднятые нерегулярно поставленные арочные окна на боковых фасадах помещены в глубоких амбразурах. В храм ведут три килевидных перспективных портала, из них лишь северный выходит на фасад здания, а два других скрыты западной папертью и Паисиевским приделом. Над окнами апсид, разделенных лопатками и завершенных карнизом с поясом поребрика, помещены маленькие прямоугольные киоты в валиковых рамках с треугольным фронтончиком. На центральной апсиде правее основного помещено второе окно, значительно меньшего размера. В основании цилиндрических барабанов глав, центральная из которых декорирована аркатурно-колончатым поясом, помещены полуциркульные кокошники. Декор колокольни ограничен огибающими лопатками, несложными карнизами на углах (при переходе от основной четырехгранной части к восьмерику звона) и вдавленными обводами полуциркульных перемычек арок звона. Диагональные грани шатра украшены маленькими слуховыми оконцами в наличниках с треугольными фронтончиками. Фасадное убранство Паисиевского придела типично для позднего классицизма: профилированный цоколь, крупные окна с подоконниками и полуциркульными перемычками, подчеркнутыми кладкой, гладкие лопатки в широких простенках, несложный трехчастный антаблемент.Внутри центральный световой барабан опирается на подпружные арки, переброшенные от пары мощных крещатых столбов, стоящих по оси боковых входов, к предалтарной стене. Для опоры западной пары глав в угловых ячейках возведены дополнительные арочки, примыкающие к поперечным подпружным аркам, центральный западный компартимент перекрыт крестовым сводом. Идущий вдоль предалтарной стены поперечный коробовый свод повышен относительно подпружных арок. Своеобразно сочетание перекрытий в алтарной части: для опоры восточной пары глав малые арочки переброшены в продольном направлении между предалтарной и наружной стенами, центральный компартимент завершен узким поперечным коробовым сводом, при этом образуется значительный перепад высот между этими перекрытиями и конхами апсид. Паисиевский придел имеет плоское перекрытие.Стены храма в настоящее время побелены. На южной стене находится аркосолий над мощами Паисия Галичского. Южный столб подтесан — здесь находилось позолоченное игуменское место с четырьмя витыми колонками, поддерживающими конусовидное завершение, увенчанное митрой. Частично сохранившийся барочный лепной декор, украшающий стены и состоящий из профилированных рамок, наличников и цветочных гирлянд, относится к кон. 18 в. Возможно, к этому же времени относятся деревянные двустворчатые двери с изображениями Паисия и Иакова Галичских (живопись поновлена).
http://svodokn.ru/object/107745378?open=true