Особую известность преподобному Паисию и его обители принесли события, связанные с явлением чудотворной Овиновской иконы Божией Матери в 1425 году. В это время, в правление святого благоверного князя Димитрия Иоанновича Донского, в Галиче жил благочестивый боярин Иоанн Овин. Сочувствуя нуждам Никольского монастыря и заботясь о его благоустройстве, он пожелал на свои средства построить в обители храм и восстановить обветшавшие монастырские здания. В один из августовских дней Иоанн пошел в монастырь, чтобы решить с мастерами вопрос о постройке храма. При входе в обитель ему вдруг предстали двое благолепных светозарных юношей, вручившие Иоанну икону Пресвятой Богородицы и повелевшие воздвигнуть храм в честь Успения Божией Матери; после этого юноши (ангелы) таинственно скрылись. Иоанн передал икону, явленную столь дивным образом, преподобному Паисию и приступил к построению храма. От иконы сразу же стали совершаться многочисленные чудотворения и исцеления; многие безнадежно больные получали избавление от своих недугов, только прикоснувшись к чудотворному образу.
Князья и бояре, вельможи и простолюдины со всех концов Русской земли стали посещать Галичскую обитель для почитания новообретенной святыни. Икону стали именовать Овиновской — по имени Иоанна Овина.
Монастырские летописи описывают чудо, совершившееся с Московским князем Василием Темным. Некогда он силой, не взирая на мольбы преподобного Паисия, забрал явленную икону в Москву, но Овиновский образ Пресвятой Богородицы чудесным образом вернулся в Галичскую обитель. Уразумев совершившееся, князь Василий Темный раскаялся в содеянном, вновь приехал в Галич и слезно умоляя преподобного Паисия о прощении, а затем, сняв с чудотворной иконы список, вместе со святым Паисием принес его в Москву. Там их торжественно встретил уроженец Солигаличской земли святитель Иона, митрополит Московский, с сомном духовенства и множеством богомольцев. Список с Овиновского образа был поставлен в одном из храмов Московского Кремля, а преподобный Паисий получил от великого князя охранную грамоту для обители и многие пожертвования.
Обитель претерпела многие трудные времена. В годы войн ее разоряли захватчики, принесли бедствия многочисленные пожары, но неугасимая лампада перед Образом Пресвятой Богородицы и монашеская молитва в этом святом месте не угасали. Лишь после трагических событий начала XX века, во время безбожного лихолетья, монастырь был закрыт. Уже в 70-е годы XX века в обители вновь случился пожар, вследствие которого единственному уцелевшему храму — Успенскому собору, уникальному памятнику северной архитектуры XVI-XVII столетий — угрожало полное разрушение.
Однако, милостью Божией в обители возродилась иноческая жизнь. С 1993 года была возобновлена древняя традиция совершения Крестного хода 5 июня в день памяти преподобного Паисия Галичского, а в 1996 году по благословению Архиепископа Костромского и Галичского Александра в монастыре начались восстановительные работы. 5 июня 1997 года в Паисиевой обители архиерейским чином было совершено первое богослужение. Заботами Костромской епархии и Архиепископа Костромского и Галичского ныне приняты меры для сохранения Паисиево-Галичского монастыря; в обители появились первые насельницы, возрождается монашеская жизнь, регулярно совершаются богослужения.
Информация с сайта монастыря
Паисиев Успенский монастырь, 3 класса, в 3 верстах от города Галича, при слободе Овиновой. Время основания его относится к 1-й половине XIV века. В соборной Успенской церкви почивают мощи пр. Паисия (см. 23 мая). Тут же находится чудотворная икона Успения Божией Матери, именуемая Овиновскою. Она получила свое наименование от имени боярина Ивана Овинова, которому чудесно явилась (около 1425 года) на берегу Галичского озера, близ города Галича в княжение Дмитрия Донского. На месте ее явления Овинов устроил храм Успения Богоматери, где и была поставлена святая икона.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Cреди многочисленных монастырей, окружавших в прошлом древний Галич, особое место принадлежит Паисиеву Успенскому монастырю. Погребенный в обители преподобный Паисий Галичский издавна почитается как покровитель города, а находившаяся в нем чудотворная Овиновская икона Божией Матери являлась главной православной святыней галичского края. Находясь на высокой горе с поэтичным названием Краспица, монастырь высоко вознесен и над городом, и над зеркалом Галичского озера, занимая господствующее положение в неповторимой панораме окрестных далей.
Монастырь на горе Краснице возник во второй половине XIV века. Его основателем был галичский боярин Иван Овин, создавший не большую ктиторскую обитель на территории своей вотчины. Первоначально монастырь назывался Никольским, но после чудесного обретения Иваном Овиным иконы Божией Матери боярин выстроил в нем храм во имя Успения Божией Матери, после чего монастырь стал называться Успенским, а за иконой, ставшей одной из главных святынь галичской земли, укоренилось наименование «Овиновская». В первый период истории обители её не раз разоряли казанские татары, периодически совершавшие набеги на Галич. Но монастырю угрожали не только чужеземные враги: в 1434 году во время войны между великим князем Московским Василием Васильевичем и галичским князем Юрием Дмитриевичем он был захвачен войсками великого князя, причем Овиновскую икону Божией Матери увезли в Москву. Её вернул назад, видимо, князь Юрий Дмитриевич, вскоре после того, как он в том же 1434 году занял Москву. По другим источникам икона сама чудесным образом вернулась в обитель.
С 30-х годов XV века история обители неразрывно связана с именем её настоятеля — преподобного Паисия Галичского. К сожалению, мы очень мало знаем об этом подвижнике: неизвестно, откуда он родом, кто были его родители, каково его мирское имя. Жизнь и деятельность преподобного в качестве настоятеля приходятся в основном на эпоху кровавой и жестокой борьбы между галичскими и московскими князьями, в ходе которой князья, совершая ужасные преступления, жгли и разоряли Русскую землю. Преподобный Паисий дожил до окончания этой долгой войны, завершившейся в 1450 году взятием великокняжеским войском Галича. Он преставился 23 мая (5 июня по новому стилю) 1460 года и был погребен в Успенском соборе своего монастыря. Церковное почитание преподобного Паисия началось вскоре после его кончины. Уже в конце XV века в официальных документах монастырь именовался как Успенский Паисиев.
На протяжении нескольких столетий все строения монастыря были деревянными. В 40-е годы XVII века, благодари покровительству князя А. М. Львова, обладавшего в костромском крае большими имениями, в нем началось большое каменное строительство. В 1642-1646 годах был возведен холодный Успенский собор — пятиглавый, двухстолпный, трехапсидпый храм с приделами святого Иоанна Богослова и Леонтия, епископа Ростовского (первый святой — небесный покровитель основатели обители, а на день памяти ростовского святителя пришлась кончина преподобного Паисия). Особенностью собора является его невысокая и архаичная по своему облику колокольня, по мнению историков русского зодчества, являющаяся одним из первых образцов шатровой колокольни. В 1642 году был освящен теплый Троицкий храм — двухэтажный, трехглавый (причем главы на нём не были собраны в группу, как обычно, а словно выстроены в шеренгу). О значении обители в XVII веке говорит тот факт, что, когда в сентябре 1668 года на церковном соборе в Москве было решено учредить ряд новых епархий, в том числе и Галическую, Паисиев монастырь должен был стать официальной резиденцией галичского архиерея (к сожалению, после смерти в 1682 году царя Федора Алексеевича это решение не осуществилось). Около 1682 года произошла канонизация преподобного Паисия Галичского в качестве общерусского святого, над местом упокоения его мощей в Успенском соборе была устроена рака.
В XVIII-XIX веках Паисиев Успенский монастырь, высоко вознесенный над Галичем и Галичским озером, оставался одним из главных центров духовной жизни края, а его святыни — Овиновская икона Божией Матери и мощи преподобного Паисия — являлись объектом много численного паломничества. Монастырь вблизи Галича был закрыт новой властью в конце 1919 года (еще какое-то время в качестве приходских служили храмы, но в начале 30-х годов закрыли и их). В последующие десятилетия ансамбль бывшего монастыря понес большие утраты. Была разобрана на кирпич монастырская ограда с изящными Святыми вратами, сбиты все три главы на Троицкой церкви, уничтожено древнее кладбище. Неизвестна судьба пропавшей в это время чудотворной Овиновской иконы Божией Матери (уцелел лишь один из её списков, ныне находящийся во Введенском кафедральном соборе Галича). В послевоенное время в Успенском соборе долгое время находилась инкубаторная станция, а в Троицкой церкви — дровяной склад. В последние десятилетия храмы были брошены, постепенно превращаясь в руины. Но даже и в таком состоянии они производили очень сильное впечатление.
В начале 70-х годов архитектор А. А. Тиц писал о дороге, вьющейся из Галича к горе Краспице, увенчанной Успенским собором: «Лента дороги ползет по глиняному косогору вверх… Сколько людей прошли за шесть столетий по этой дороге, бегущей среди полей и перелесков? Сколько дум и стремлений вызывали спрятавшиеся в зелени, ставшие частью пейзажа монастырские строения? С мольбой о простом человеческом счастье и страстном желании найти отдохновение от невыносимых житейских тягот, с трепетной надеждой и безысходной тоской многие лета и зимы брели галичане и захожие странники по дороге к обители. Трудно найти более простой и сильный образ Древней Руси, чем эта затерявшаяся среди ополий, мягко стелющаяся дорога с лаконичным силуэтом храма на горизонте»… Возрождение Паисиева монастыря началось в 90-е годы. Первый со времен революции крестный ход к монастырским руинам состоялся 5 июня 1992 года — в день памяти преподобного Паисия, когда его многочисленные участники во главе с тогда ещё епископом Костромским и Галичским Александром прошли к горе Краснице через весь Галич. В 1994 году монастырь был возобновлен как женская обитель, его первой настоятельницей стала игуменья Наталия (Василёнок). Началось трудное возрождение, уже на следующий год отмеченное поразительным открытием. Мощи преподобного Паисия, покоящиеся под спудом в Успенском соборе монастыря, после революции не подвергались вскрытию. В 1995 году по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра Галичская археологическая экспедиция, возглавляемая московским историком А. Г. Авдеевым, произвела в соборе раскопки с целью обнаружения мощей преподобного. Раскопки эти привели к результатам беспрецедентным в российской археологической практике — был обнаружен «негативный отпечаток на грунте», с ясно читаемыми очертаниями глазных впадин, высокого, покрытого морщинами лба, небольшого крючковатого носа, окладистой раздвоенной бороды и жезла архимандрита (костные остатки за исключением небольшого фрагмента левого предплечья отсутствовали). Вывод руководителя раскопок А. Г. Авдеева был таков: «Вне всякого сомнения, данное погребение можно связать с мощами преподобного Паисия, сохранившимися, в отличие от мощей иных подвижников, не в теле и не в виде костных остатков, но в виде негативного отпечатка на грунте. …Естественнонаучного объяснения происхождения данного отпечатка найти практически невозможно. Элемент чуда несомненен». Постепенно было восстановлено разрушенное пятиглавие Успенского собора обители. 5 июня 1997 года в Паисиевом приделе собора архиепископ Костромской и Галичский Александр совершил первое богослужение. К настоящему времени в монастыре полностью восстановлен Успенский собор с приделом в честь преподобного Паисия, восстановлен Троицкий храм, игуменский и сестринский корпуса, гостиница для паломников, хозяйственные постройки, воссозданы Святые врата, по периметру монастырской территории установлены кирпичные столбы. В Успенском соборе обители были закончены все работы по воссозданию иконостаса; изготовлена новая серебряная риза для чудотворной Овиновской иконы Божией Матери. В приделе преподобного Паисия произведены штукатурка и побелка храма. Закончены работы по ремонту Троицкой церкви. До настоящего времени продолжались работы и по благоустройству обители. Был проведен косметический ремонт колокольни, кровли Успенского собора. Большие работы проведены по восстановлению келейного корпуса: устроена кровля, подведены коммуникации, система отопления. Территория монастыря ныне году украсилась уличными светильниками, вновь посаженными декоративными растениями. Был полностью очищен монастырский пруд.
Один из древнейших монастырских комплексов на территории Костромской области, сохранивший культовые сооружения, отличающиеся оригинальностью объемной композиции и характеризующие развитие местной архитектурной школы XVII в. Расположенный в пригороде Галича — бывш. Овиновой, позже Успенской слободе, — на высоком месте, он хорошо виден из города и играет большую роль в восприятии его южной части. В 1992 г. эта часть пригорода была включена в городскую черту.
Время основания монастыря неизвестно. Первые сведения о нем относятся к 14 в. — периоду правления Дмитрия Донского. Первоначально монастырь, возникший на землях боярина Иоанна Овина, назывался Николаевским по находившемуся в нем деревянному храму Николая Чудотворца. При начатой боярином перестройке обветшавшей церкви, ему был прислан неким неизвестным лицом образ Богоматери, названный впоследствии Овиновским. Обретение иконы послужило причиной переосвящения храма в память Успения Богоматери, монастырь при этом стал именоваться Успенским. В сер. 15 в. игуменом обители был Паисий, прославившийся добродетельной жизнью и заботами о монастыре. Известно, что он ездил в Москву к великому князю Василию Васильевичу с просьбой оказать покровительство обители, был там торжественно принят и вскоре произведен в архимандриты. Вплоть до своей смерти в 1460 г. преподобный жил в монастыре и был похоронен под спудом в соборе. В память о нем монастырь стали называть Паисиевым.До XVII в. все монастырские постройки были деревянными. Первым каменным сооружением обители стал Успенский собор с приделами Иоанна Богослова и Леонтия Ростовского, заложенный в 1642 г. боярином Алексеем Михайловичем Львовым, возглавлявшим в это время приказ Большого дворца. Примыкавший к собору с юга Паисиевский придел был построен одновременно с основным объемом, а колокольня появилась чуть позже. Освящение храма произошло в 1646 г. Несколькими годами позднее и, возможно, также по заказу Львова, была сооружена вторая каменная церковь Троицы «теплая с трапезою и подкеларскою о трех главах». В храме было два придела — Антипия и Димитрия Мироточивого, а в 1-й пол. XVIII в. с запада был пристроен притвор с лестницей. Между собой собор и Троицкая церковь были связаны переходами. Судя по описи 1702 г., монастырская территория была окружена деревянной оградой с башнями и четырьмя воротами, над Святыми воротами возвышалась шатровая церковь, окруженная галереей. В том же документе указано, что иконостас Успенского собора был пятиярусным тябловым, а царские врата придела Леонтия были взяты из старой деревянной церкви, предшествовавшей собору. В монастырской описи 1766 г. кроме четырех братских келий упомянуты одноэтажный архимандричий и двухэтажный настоятельский корпуса (они стояли друг за другом западнее храмов), а также ряд деревянных хозяйственных построек. На территории существовал наливной пруд, сады и огороды, а за стенами, на Костромской дороге, находилась часовня с избой для приезжающих в обитель. В 1776-1777 гг. проводился ремонт монастыря после пронесшегося над городом урагана: восстановлена поврежденная центральная глава Успенского собора, а фасады обоих храмов побелены. Возможно, в тот же период появилась каменная ограда с воротами с восточной стороны монастыря (не сохранилась) и кирпичные настоятельские кельи. Судя по надписи, обнаруженной над южным порталом собора, в 1795 г. был осуществлен еще один ремонт храмов, во время которого интерьер собора был украшен лепниной, а многие оконные проемы были растесаны. Богатое убранство получила и Троицкая церковь. Особой пышностью выделялись царские врата иконостаса. В 1837-1839 гг. к Успенскому собору был пристроен новый Паисиевский придел, сменивший прежнюю паперть и ризницу. Возможно, тогда же позакомарное покрытие храма было заменено четырехскатным, а старый иконостас заменен новым в формах ампира.К нач. 20 в. на территории монастыря кроме двух каменных храмов располагались три жилые постройки: двухэтажный каменный корпус, в верхнем этаже которого находились покои настоятеля и казначея, а внизу несколько келий для братии, севернее него одноэтажный, бывш. архимандричий, приспособленный под трапезную, а у самых северных ворот одноэтажный каменный келейный корпус 2-й пол. 19 в. Последний в 1901-1902 гг. предполагали надстроить вторым деревянным этажом, однако в 1904-1905 гг. заменили его новым одноэтажным кирпичным зданием, в котором разместились четыре братские кельи, трапезная и кухня.После Октябрьской революции монастырь был закрыт. В 1928 г. его кирпичная ограда была разобрана, в 1930-е гг. в храмах сделаны междуэтажные перекрытия, а в Паисиевском приделе собора сводчатое перекрытие заменено плоским деревянным, в 1936 г. разобраны боковые главы Успенского собора и паперть Троицкой церкви, в 1963 г. обрушились главы Троицкой церкви; все деревянные постройки утрачены. С 1989 г. НИПМ ВО «Союзреставрация» велись исследовательские работы по монастырю. К сегодняшнему дню отреставрирован Успенский собор (автор проекта реставрации — арх. О.В. Панкратова), восстанавливается Троицкая церковь. С 1995 г. Паисиев монастырь стал действующим.К настоящему времени на монастырском участке, вытянутом с севера на юг, сохранились Успенский собор — главное сооружение комплекса, южнее собора — церковь Троицы, к западу от храмов — востановленный настоятельский корпус кон. XVIII в., от которого уцелел лишь первый этаж, а севернее него — братский корпус нач. XX в. Южнее Троицкой церкви находится небольшой круглый пруд.
Успенский собор, 1642-1646, 1795, 1837-1839 гг.
Успенский собор — выдающийся памятник культового зодчества Костромской земли сер. 17 в., обладающий своеобразной объемной композицией и декором, ориентированным на зодчество более раннего времени. Массивный, прямоугольный в плане четверик с позакомарным покрытием увенчан пятью шлемовидными главами на цилиндрических световых барабанах. С востока к основному объему примыкают три пониженных скругленных апсиды, с запада — низкая паперть, над южной частью которой возвышается невысокая массивная колокольня, завершенная шатром с повалом, южный фасад в нижней части скрыт Паисиевским приделом, полукруглый алтарь которого выведен в одну линию с апсидами основного храма.При общей ориентации форм собора на архитектуру 1-й пол. 17 в. обращает на себя внимание несоответствие фасадных членений храма его внутренней структуре. Так, боковые фасады при трехчастном членении внутреннего пространства и трех закомарах, завершающих стены, разделены на четыре прясла гладкими лопатками, при этом сами закомары, отрезанные от стены профилированным карнизом, не совпадают с конструкцией перекрытия. Не соответствует внутренней структуре и композиция алтарной части: почти половина алтарного пространства включена в объем четверика, тогда как снаружи пониженные апсиды имеют небольшой вынос. Собор окружен профилированным цоколем. Высоко поднятые нерегулярно поставленные арочные окна на боковых фасадах помещены в глубоких амбразурах. В храм ведут три килевидных перспективных портала, из них лишь северный выходит на фасад здания, а два других скрыты западной папертью и Паисиевским приделом. Над окнами апсид, разделенных лопатками и завершенных карнизом с поясом поребрика, помещены маленькие прямоугольные киоты в валиковых рамках с треугольным фронтончиком. На центральной апсиде правее основного помещено второе окно, значительно меньшего размера. В основании цилиндрических барабанов глав, центральная из которых декорирована аркатурно-колончатым поясом, помещены полуциркульные кокошники. Декор колокольни ограничен огибающими лопатками, несложными карнизами на углах (при переходе от основной четырехгранной части к восьмерику звона) и вдавленными обводами полуциркульных перемычек арок звона. Диагональные грани шатра украшены маленькими слуховыми оконцами в наличниках с треугольными фронтончиками. Фасадное убранство Паисиевского придела типично для позднего классицизма: профилированный цоколь, крупные окна с подоконниками и полуциркульными перемычками, подчеркнутыми кладкой, гладкие лопатки в широких простенках, несложный трехчастный антаблемент.Внутри центральный световой барабан опирается на подпружные арки, переброшенные от пары мощных крещатых столбов, стоящих по оси боковых входов, к предалтарной стене. Для опоры западной пары глав в угловых ячейках возведены дополнительные арочки, примыкающие к поперечным подпружным аркам, центральный западный компартимент перекрыт крестовым сводом. Идущий вдоль предалтарной стены поперечный коробовый свод повышен относительно подпружных арок. Своеобразно сочетание перекрытий в алтарной части: для опоры восточной пары глав малые арочки переброшены в продольном направлении между предалтарной и наружной стенами, центральный компартимент завершен узким поперечным коробовым сводом, при этом образуется значительный перепад высот между этими перекрытиями и конхами апсид. Паисиевский придел имеет плоское перекрытие.Стены храма в настоящее время побелены. На южной стене находится аркосолий над мощами Паисия Галичского. Южный столб подтесан — здесь находилось позолоченное игуменское место с четырьмя витыми колонками, поддерживающими конусовидное завершение, увенчанное митрой. Частично сохранившийся барочный лепной декор, украшающий стены и состоящий из профилированных рамок, наличников и цветочных гирлянд, относится к кон. 18 в. Возможно, к этому же времени относятся деревянные двустворчатые двери с изображениями Паисия и Иакова Галичских (живопись поновлена).
Церковь Троицы, 1652 г., 18 в.
Церковь Троицы — одно из самых оригинальных культовых сооружений области, редкий образец трехглавого храма середины 17 в. Прямоугольный в плане объем храма на высоком подклете вытянут по оси восток-запад. Его узкая средняя часть представляет собой поперечно ориентированный четверик, прежде венчавшийся тремя главами, поставленными в одну линию (центральная была световой). Боковые части соответствуют прямоугольному в плане алтарю и квадратной в плане одностолпной трапезной.
В отличие от собора, фасадный декор Троицкой церкви отражает ее внутреннюю структуру. Широкий, но несложно профилированный карниз, отсутствующий только на боковых фасадах трапезной, отделяет подклет от основного этажа. Гладкие лопатки огибают углы объема и отмечают примыкание внутренних стен, отделяющих собственно храм от алтаря и трапезной, а также членящих восточную часть на жертвенник, алтарь и дьяконник. В завершении объемов — широкий многорядный карниз; над северной частью храмового четверика уцелел фрагмент аттикового пояса с полуциркульными кокошниками. Большое число проемов различной формы и следы множества закладок свидетельствуют о неоднократных переделках храма. Первоначальные окна основного этажа, впоследствии расширенные, завершались треугольными или килевидными фронтонами — их следы отчетливо читаются на фасадах алтаря и западном фасаде трапезной. Крупные проемы с лучковыми перемычками и без обрамлений на северном фасаде трапезной относятся к 19 в. Возможно, тогда же появились высокие проемы в центрах боковых фасадов храмового четверика, скорее всего устроенные на месте первоначальных окон, — средняя ось подчеркнута также размещенными над ними киотами с щипцовым завершением. Более позднее происхождение имеют небольшие, утопленные в глубоких амбразурах арочные окошки, находящиеся чуть выше и восточнее киотов; венчающий карниз над этими проемами изогнут. Особенно крупные переделки прочитываются на южном фасаде трапезной: три оконных проема 19 в. вырублены в закладках широких полуциркульных арок, в свою очередь переложенных, между основными проемами здесь же пробиты миниатюрные полуциркульные окошки. С этой же стороны к трапезной примыкало крыльцо или галерея на сводах (сохранились их пяты). Первоначальные входные проемы расположены на северном фасаде (он ведет в подклет алтарной части) и в центре западного.Внутри подклет состоит из трех помещения — основного и алтарного, перекрытых поперечными коробовыми сводами, и одностолпной трапезной. Своды основного этажа, за исключением алтарной части, перекрытой тремя параллельными коробовыми сводами, не сохранились. Однако архивные материалы и натурное обследование позволяют предполагать, что трапезная здесь также имела вид одностолпной сводчатой палаты, а четверик был завершен поперечным лотковым сводом, прорезанным световым барабаном центральной главы.
Братский корпус, 1904-1905 гг.
Братский корпус, скромный по архитектуре, типичен для жилых зданий рубежа 19-20 вв. Стены его выполнены в кирпичной лицевой кладке. Одноэтажный объем, прямоугольный в плане и вытянутый по оси север-юг, завершен вальмовой кровлей, северный фасад ныне закрыт кирпичной пристройкой под односкатной кровлей. Фасады, прорезанные окнами с лучковыми перемычками, венчаются карнизом, нижний профиль которого находится в плоскости широких лопаток, подчеркивающих углы. Центральный проем восточного фасада подчеркнут фланкирующими лопатками и прямоугольными вертикальными оштукатуренными нишами по сторонам, создающими иллюзию тройного окна.
Настоятельский корпус, 1-я пол. 18 в.
Настоятельский корпус — Г-образное в плане кирпичное здание, вытянутое по оси север-юг. Сохранился лишь первый этаж сооружения, который до 2000-х гг. находился в полуразрушенном состоянии, в настоящее время он восстановлен. Здание покрыто вальмовой кровлей, а к центру его главного восточного фасада примыкает деревянная пятигранная пристройка для входа с самостоятельной пятискатной кровлей. Гладкие лопатки в соответствии с внутренней планировкой членят фасады на прясла в два и три окна. Проемы заключены в простые по форме наличники-рамки с маленькими ушками и завершены высокими треугольными фронтонами (на левом фланге восточного фасада до реконструкции здания сохранялись следы срубленного трехлопастного наличника). Над входом помещен металлический зонт на кованых кронштейнах, ограждения нового крыльца также кованые.
http://svodokn.ru/object/107745378?open=true