#храмы
Видное. Московская область. Ленинский район. Успенская церковь. 1705–1721 годы.
Успенскую церковь в бывшем селе Таболово, ныне вошедшем в состав города Видное, выстроил в 1705–1721 годах в своей усадьбе видный государственный деятель петровского времени П.М. Апраксин.
Церковь – незаурядный памятник петровского времени, в архитектуре которого планировочная схема двухпридельного храма, распространённая в XVI–XVII веках (преимущественно в усадебных постройках) и восходящая к нарышкинскому стилю композиция восьмерик на четверике сочетаются с декором в стилистике европейского барокко.
Здание интересно и как один из последних по времени создания храмов московского региона, целиком выстроенных из белого камня. Даже своды покрыты белокаменной лещадью, скрытой современной металлической кровлей.
Основой симметричной композиции церкви служит высокий четверик с выступом алтарной апсиды, несущий световой восьмерик, завершённый главкой на глухом барабанчике. С трёх сторон четверик охвачен закрытой галереей-папертью, на восточных концах которой помещены два одинаковых придела.
Необычный элемент композиции – открытая в интерьер палатка над западной частью галереи, служившая хорами. Развитый фасадный декор, отличающийся жестковатой графичной прорисовкой, включает пилястры на углах объёма, раскрепованные антаблементы (на галерее и палатке – с триглифо-метопными фризами), а также наличники различных по форме окон – прямоугольных, круглых, арочных и с коробовыми перемычками. На четверике они венчаются треугольными фронтонами, на галерее – прямыми профилированными сандриками.
Присутствуют в фасадном убранстве и древнерусские формы, например, пояс городков в завершении восьмерика и килевидный кокошник над палаткой хоров.
Запоминающийся элемент церкви – небольшие «полуглавия» на фасадах четверика и восьмерика.
Образцом при строительстве церкви, вероятно, послужил собор Варсонофьевского монастыря в Москве, где присутствуют такие же элементы, впоследствии повторённые во многих храмах.
К западу от церкви стоит, очевидно, современная ей надвратная колокольня – невысокая, двухъярусная, скромная по формам, но также возведённая из белого камня. Неподалёку уцелели остатки усадебных построек.
Фото 2011 Алексей Гриц.
Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрир. науч. каталог / под общ. ред. Е. Н. Подьяпольской. М., 1999. С. 153–154.
#Московская_область #Видное #нарышкинский_стиль #барокко #XVII #свод_памятников