Усадище (Заболотье). Церковь Спаса Преображения.

Село Заболотье, отстоящее в 165 вер. от Петербурга и в 35 от Новой Ладоги, называется так потому, что стоит «за болотами» и мхами. Оно называется еще «Спасовщина», по главному храмовому празднику и «Усадище», по ближайшей деревне. Местность прихода ровная; только церковь, с деревнями – Усадищем и Бором, стоит на некоторой возвышенности и потому видна от Волхова, находящегося в 15 верстах.
Когда образовался Заболотский приход – неизвестно. В писцовой книге Обонежской пятины за 1582-83 год, упоминается о Заболотье, но о церкви не говорится. В рукописи, хранящейся при церкви, о прежних церквах говорится: «в Михайловском погосте, на Волхове, новгородского митрополита вотчина волость Заболотье, на реке, на Олошне, а в ней церковь выставочная, Преображение Спасово, деревянная; на погосте, во дворе, поп Еремей Иванов, во дворе льячек Маковейко Тимофеев, во дворе пономарь Михейко Васильев, во дворе проскурница Феклица. Эта перепись чинена в 7128 (1620) году, после побиения, в сем приходе, людей литовскими и немецкими людьми». Из этой записи следует, что церковь и погост существовали здесь до нашествия вражеского. Но в другой рукописи о начале церкви говорится: «в епархии Новаграда Обонежской пятины, Михайловского погоста, в выставке Заболотье, церковь Преображения Господня деревянная, в расстоянии от пустоши Живоначальные Троицы, Зеленые Мартириевы за 15 вер., построена в лето 7128, октября 24 дня, при державе Михаила Феодоровича, при пастве преосвящ. Макария, митрополита новгородского, которая, волею Божиею, погоре и стояла 17 лет; на том же церковном месте построена была вторая деревянная, во имя Преображения Господня, лета 7145 (1637) года, ноября 1 дня, при державе Михаила Феодоровича, при святейшем патриархе Иоасафе и митрополите Макарие новгородском. И она вторая церковь сгоре стояла 35 лет. Потом паки, тщанием преосв. Корнилия, митрополита новгородского, третицею, на том же месте, построена, во имя Преображения Господня, церковь деревянная, в лето 7191 (1683) г. сентября 14, при державе благоверных Государей, Царех и великих князех Иоанне Алексиевиче и Петре Алексиевиче, всея великия и малые и белые России Самодержцах, освящена оная церковь оным преосв. Корнилием митрополитом самим: сия церковь 1733 г. сгорела и стояла 50 лет, да при тех, вышеписанных, трех церквах деревянных, три церкви теплых, во имя великомуч. Георгия, сгорело. Да и по сем погорении, 1734 года, построена, на том же месте, церковь во имя Преображения Господня, деревянная, при державе Анны Иоанновны, при Феофане, архиепископе новгородском, но поелику сия церковь, в ширину на 3 саж. а в длину, с алтарем, на 5 саж., очень была тесна для вмещения молящихся в праздничные дни, то, сколько для сего, столько в несомненную безопасность от пожара, священно и церковно-служители, с приходскими людьми, в 1751 году, просили преосв. Стефана, архиепископа новгородского, о построении каменной и пространной церкви, на что и вышло, в оном году, благословение его преосвященства». Этот-то храм и существует доселе. По надписи на деревянном кресте, хранящемся в ризнице, видно, что храм освящен 1762 г. марта 17 дня, Зеленецкого монастыря игуменом Иосифом соборне, в царствование Петра Феодоровича, при Димитрие, архиепископе великого Новгорода и великих Лук.
Храм этот – в три престола. В главном алтаре, во имя Преображения, антиминс освящен митр. Никанором 1844 г., июля 27; в теплом приделе, во имя великомученика Георгия – антиминс освящен митр. Амвросием 1807 г. октября 25, в холодном приделе, под колокольнею, во имя Пророка Илии, антиминс полотняный освящен Феофаном архиепископом новгородским и великолуцким 1733 г. мая 2 дня. В 1863 году, придел Георгия распространен на церковную сумму, сделана каменная ограда, каменная часовня, кладовая и сторожка. Все это сделано за 5,400 р. заботами церковного старосты Василия Андреева Нефедова. В 1872 г. обновлен иконостас главного алтаря за 3,029 р.; в 1883 г. обновлен иконостас Георгиевского придела за 426 р. 63 к.
В храме достопримечательны: 1) напрестольный серебряный крест, устроенный в 1840 году, с частицами св. мощей; и 2) напрестольное Евангелие с след. надписью: «Лета генваря месяца в 6-й день, в память Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, при благоверном Царе, Государе и Великом Князе Алексие Михаиловиче, всея Руси самодержце, и при его отце, святейшем Иосифе патриархе Московском, всея Русии, при великом господине Никоне митрополите Великого Новгорода и Великолуцком, положил сию книгу: Евангелие печатное напрестольное в Софийскую вотчину, в село Заболотье, всемилостивому Спасу Преображению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и великому мученику и страстотерпцу Христову Георгию Победоносцу, уроженец тояже Заболотския волости, Софийския вотчины, по своему обещанию, по своих родителях, Тигодского погоста Ильинской священник Устин Еремеев сын Хантов, при священнике Мокее Еремееве сыне Хамантове, при прикащике Рыкове, при старостах Софийских Федорке Степанове сыне деревни Бору, при Иванке Исакове, сыне прозвищем Кривда, деревни Кукли, а купил сию богодухновенную книгу Евангелие на Москве, Ладожского девичьяго монастыря Успенского священника сын его Оникий Аристархов сын, а дал за сию книгу Евангелие денег (пропущены слова) рублев московским числом, а подписал сию книгу Евангелие тоеже Заболотские волости Софейской вотчины Преображенского священника сынишко его Артемко Мокеев сын». Из церковных документов имеются: метрические книги с 1807 года и составленный в 1816 году акт на получение руги.
Причт Заболотской церкви издавна составляли: священник, дьячок, пономарь и просвирня. Из прежних священников известны: Еремей Иванов, указанный в старинной рукописи, Мокей Еремеев, упомянутый в надписи на евангелии; Артемон Мокеев, упоминаемый в летописи, имеющейся при Гостинопольской церкви. В 1734 году упоминается Симеон Саввин, бывший поповским старостою. В 1748 г. священником был Василий Родионов. В 1779 году, кроме священника Трифона Васильева, упоминаются: Иоанн Иоаннов (он же и благочинный) и Никита Артемьев. Потом известны: Григорий Иоаннов, после 20 лет служения, поступивший в монахи, с именем Гавриила; Иаков Тимофеев, поступивший сюда из Рождественского Сясьского погоста; Семен Васильев, также поступивший в монахи, с именем Сергия. С 1809 по 1823 год священствовали: Иоанн Семенов, Иаков Тимофеев и Петр Яковлев. На место Иакова Тимофеева, в 1823 году, поступил Иаков Никитин Азиатский, а вместо уволенного в 1824 году за штат Иоанна Семенова, поступил Александр Иродионов Звонарев. Эти три священника, т. е. Яковлев, Азиатский и Звонарев, служили до 1843 года, когда на место уволенного за штат Яковлева поступил Алексей Григорьв Розанов. На место умершего в 1848 году Розанова, поступил Николай Михайлович Хрусталев. Хрусталев умер 31-го октября 1857 года и на его место поступил Иаков Федотов Пикалев. Потом служили: Михаил Азиатский (1862–1879), Феодор Эвенхов (1870–1874), Алексей Куженский (1874–1876) и Иоанн Вороновский (1876–1878). Ныне священствуют: Алексей Дмитриев с 1878 года и Дмитрий Осиновский с 1879 года.
До штатов причт содержался: а) ругою, которая, по положению 1816 года, состояла из четверика ржи и четверика овса с 6 ревизских душ, взамен неполной пропорции церковной земли; б) доходами за требы; в) сборами Петровшины и Осеньшины, доходами от земледелия. Трудом обработки земли особенно славился священник Петр Яковлев. Обладая крепким телосложением, он не только возделывал, землю, но распахивал в лесу нивы, выворачивал пни и коренья, огораживал поля кольями, которые на своих плечах носил за две версты. После его смерти поля, возделанные им, достались крестьянам и в память об о. Петре называются «поповы нивы».
С 1843 года причт, по штату 1-го класса, получает 800 р. с., но сохранились также Петровшина и Осеньшина. – Руга уничтожена в 1850 году, когда крестьяне обязались вместо 198 десятин, отмежеванных причту, платить ругу. Так как они этого обязательства, не исполнили, то причт стал на них жаловаться в палату государственных имуществ. Но жалобы, по положению о руге в 1816 году, запрещались; поэтому палата отказала причту и таким образом причт лишился и руги, и земли. Ныне церковной земли считается: пахатной 11 дес. и сенокосной – 37. Вся земля около церкви, кроме сенокосного участка «Кривули» – в двух верстах от церкви. Церковного дохода получается до 900 р. сер. От 23 деревянных лавок получается, в пользу церкви, около 35 р. сер. в год. Причт живет в собственных домах.
Приход граничит, с севера, с мызою Любочево, Рождественского Сясьского погоста, с юга – Прусынским приходом, а потом – лесом и мхами, вплоть до Тихвина, с востока – Никольским Сясьским приходом и владениями Зеленецкого монастыря, с запада – Гостинопольским, Петропавловским и Ильинскими приходами.
Приход составляют деревни: Усадище и Бор – у церкви; Елошня и Польская – в версте от церкви, Сорокино – в 2-х верстах, Охромовщина, Борок, Подвязье, Ручей, Мыслино, Дуброво, Конец. Колодец, Кукли, Пол, Безово, Леоновщино и Селище – в 3-х, Карпино – в 4-х, Славково, Лынно, Веретье, Раменье и Устье – в 5, Кроватыни и Ясновицы – в 6, Зеленец и Теребонижье – в 7, Вячково и Заднево – в 10. С учреждением в 1875 году  Верховинского прихода, туда перечислены деревни: Верховины и Елешково.
Православных прихожан мужского пола 2,091, женск. 2,338. Раскольников мужского пола 427, женск. 504.
В приходе три речки: Лынна, Полона и Елошня.
Прихожане занимаются земледелием, коновальством, истреблением в С.-Петербурге клопов, тараканов и крыс, выпаиванием телят, выделкою кож, обработкою клея и пр. Прихожане большею частью неграмотные. Училище открыто было при волостном правлении и с 1860 года разделено на мужское и женское. В училище учили священники, получая от палаты по 50 р. в год и учительница, дочь умершего здешнего священника, с платою по 75 р. в год. Ныне в приходе две земских школы: в Заболотье, в доме попечительства и в дер. Кукли, в наемном доме. В Заболотской школе учится до 110 челов. обоего пола, в кукольской до 60.
Ведутся внебогослужебные беседы, на которые собирается до 200 чел. и более. В церкви в обыкновенные праздники бывает до 300 человек, а в большие до 1,000 и 1,500. Как люди сравнительно богатые, часто бывающие на стороне и особенно в столице, они являются в церковь в нарядных одеждах и обуви. От этого в крестьянах развивается вредное щегольство.
Местные праздники суть следующие: в Мыслине празднуют Параскеве Пятнице и св. Патриарху Модесту, в Теребонижье, Веретии и Дуброве – св. Дмитрию Мироточивому; в Елошне, Леоновщине, Польской, Охромовщине, Карпине, Устье и Раменье – Покрову, в Безове – Георгию, Рождеству Иоанна Предтечи и Воздвижению·, в Лынне и Борке – Косме и Дамиану, в Заднем – Тихвинской и Арх. Михаилу, в Куклях – Пророку Илии; в Конце, Пале, Мал. Зеленце, Колодце, Мошках и Селище – Св. Николаю (9-го мая); в Сорокине – Св. Клименту (25-го ноября); в Стояницах – Рождеству Богородицы; в Подвозье, Ручье, Большом Зеленце и Вячкове – Св. Николаю (6-го декабря); в Славкове – Преображению; в Ясновицах и Кроватынях – Борису и Глебу.
Кроме крестного хода в Крещенье и 1-го августа на реку Елошню, бывают крестные ходы: в Усадище и Карпино – 26-го июня, в Бор и Кукли – 20-го июля, в Теребонижье и Славково – 8-то июля, в Леоновщину, Веретии и Малый Зеленец – 29-го июня, в Большой Зеленец – в Ильинскую Пятницу, в Борок и Лынную – 1-го июля.
Нравственность прихожан, часто отлучающихся из дома по делам торговли и промыслов, не особенно похвальна. Особенно портит сближение с раскольниками. Здешний приход, стоящий среди болот и лесов, кроме развития раскола, славился в начале 19 века еще тем, что был притоном разбойников. Притон этот уничтожен энергией гражданского губернатора Хотяйнцева.
Кроме православного кладбища, при церкви есть раскольнические кладбища в Безове, Вячкове и Куклях.
Часовни находятся почти во всех деревнях и посвящены местным праздникам. В часовне при деревне Бор есть крест, на котором написано, что он «поставлен на поклонение христианом повелением раба Божия Симеона, Иоанна, Симона сына Беликова 7101 (1593) лета, ноября 1». В часовне близь Большого Зеленца есть другой крест, построенный «по обещанию раба Божия Евсея Иванова сына Софейского Бобыля, с прозвищем Щербакова, на поклонение всем православным христианом лета 7101 году генваря 17 дня». В деревне Конце у часовни, стоящей в чаще берез, осин и елей, есть могильные плиты. В часовне деревни Стояниц особенно уважается старинный образ Рождества Богородицы, с ликами святых. У деревни Заднева, среди купы дерев, крестьяне хоронят некрещенных младенцев.
Попечительство учреждено в 1872 году. Председатель его, крестьянин деревни Бор, временный Петербургский купец Василий Никитич Лебедев. За 1881–83 годы собрано 3,886 р., да от Лебедева пожертвовано 1,865 р. 74 к. Истрачено более 3,000 р. на построение двухэтажного дома для училища.
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/istoriko-statisticheskie-svedenija-o-sankt-peterburgskoj-eparhii-vypusk-9-1884/2_20

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?