Усадебная церковь Спаса Нерукотворного Образа в имении Давыдовых в Аксиньино.
Начинаю новую серию публикаций о совершенно нетипичном храмовом памятнике центральной России. Рассказ пойдет об усадебной церкви в имении дворян Давыдовых в Тульской губернии — усадьбе Аксиньино в Веневской уезде. Мы знаем множество примеров отхода от православных архитектурных канонов усадебных храмов (достаточно вспомнить Казанскую церковь в Яропольце и Архангельскую церковь в Подвязье), но храм в Аксиньино по своей уникальности и нетривиальности, на мой взгляд, является самым ярким примером в центральной России.
До второй половины XVIII века наместничество Аксиньино принадлежало дворянам Даниловым. В 1762 году владелец имения Иван Петрович Данилов продает поместье в Аксиньино Владимиру Семеновичу Давыдову. Так Аксиньино переходит во владение дворянскому роду Давыдовых. Интересно, что после продажи Данилов распорядился перевезти своих крестьян из Аскиньино в другую свою вотчину. Однако большая часть крестьян отказалась переезжать в след за барином, пожелав остаться жить и работать в Аксиньино уже с новым хозяином. Более того, даниловские крестьяне отказались платить ему подушную подать. Только через год по решению Тульской провинциальной канцелярии в Аксиньино были направлены солдаты, которые подавили мятежные настроения аксиньинских крестьян и вернули их Данилову.
После смерти Давыдова управление имением переходит в руки его вдовы — Прасковьи Алексеевны. При ней в 1790 году в центре усадьбы закладывается каменный храм. Время строительства церкви в Аксиньино выпало на активное развитие и распространение классицистической архитектуры в России. Спасский храм формируется в формах русского полладианства. При жизни вдовы Давыдова был устроен только придел храма, освященный в четь Архангела Михаила. После смерти Прасковьи Алексеевны бремя строительства церкви ложится на плечи одного из наследников Довыдовых — Алексея Владимировича Давыдова, который скончавшись в 1844 года так и не успел достроить храм до конца.
После смерти Алексея Давыдова имение переходит во владение отставному подполковнику Павлу Ивановичу Кремешному, который около 15 лет управлял конным заводом графини Орловой в Хреново. Известно, что Кремешной, в период владения поместьем в Веневскому уезде, испытывал финансовые затруднения и продал фарфор и несколько картин Салищеву, владельцу мебельного магазина в Туле на Посольской улице. Тот, в свою очередь, занимался распродажей ценностей по частям. Однако не смотря на все финансовые тягости, к 1863 году Кремешной сумел завершить строительство церкви, длилось которое суммарно 73 года. Что именно было сделано при строительстве церкви каждым владельцем усадьбы доподлинно нам неизвестно, об этом мы можем только гадать.
Церковь в Аксиньино — это только часть храмового комплекса, возводимого в имении в течении почти века. Ансамбль, помимо храма, включает в себя вынесенную отдельно колокольню и фамильную усыпальницу, в которой были Владимир Семенович и Прасковья Алексеевна Давыдовы. Отдельно стоящая колокольня с арочным проемом в первом ярусе выстроена на одной осевой линии со здание церкви, формируя таким образом своеобразную анфиладу объемов.
Здание церкви представляет собой практически симметричную компоновку из храмового объема, трапезной и алтаря. Торжественная композиция храма выполнена по всем классицистическим и полладианским канонам: кирпичные стены оштукатурены, декорированы рустом, оконные проемы увенчаны полуциркульными фрамугами с белокаменными архивольтами и замковыми камнями, южный и западные порталы сформированы плоскими пристенными портиками на тосканских полуколоннах, антаблементы и фронтоны выложены из белого известняка. Портики так же расположены на торцах здания. Обилие на фасадах каменного декора, как альтернатива тяговому, говорит о высоких строительных бюджетах. Помпезность и торжественность церкви, подчеркнутая нетипичной симметричностью здания(к слову, здания Казанской церкви в Яропольце так же симметрично), дополняется дорогостоящим отделочным материалом.
И, конечно, центральной доминантой здания является фигура коленоприклонного Михаила Архангела, водруженная на купол храмового объема. Конструктивно фигура ангела является массивным замковым камнем свода над храмовым объемом. Сам свод был крыт ныне утраченным полусферическим куполом. Местные краеведы любят проводить аналогии аксиньинского ангела с фигурой Михаила Архангела на Александрийской колонне в Петербурге, хотя кроме композиционного и сюжетного сходства между ними мало общего: фигура ангела в Аксиньино более примитивна и топорна, анатомичность ее имеет сильную стилизацию по сравнению со столичной.
На сегодняшний день объем усыпальницы практически утрачен, колокольня лишилась двух верхних ярусов. Здание церкви имеет наилучшую сохранность и помимо кровли сохранила в себе практически все конструктивные и декоративные элементы, включая крайне нетипичные для культового сооружения интерьеры. О них я расскажу в следующей части.