Информация о здании
В 1790-е годы в Вознесенском переулке, по соседству с палатами Полибиных (№20), появилось «дворянское гнездо» – небольшой классический особняк с четырехколонным портиком и двумя симметричными флигелями. Первое его изображение на плане относится к 1802 году, а от 1812-го сохранился интересный документ: свидетельство о нарядной жизни, некогда проистекавшей в этих стенах.
Хозяйка усадьбы княгиня Засекина жаловалась губернатору, что в пожаре 1812 года в ее доме погибло «множество ценных вещей и среди них бронзовые жирандоли о пяти свечах, круглые шандалы с винтами, бронзовые вызолоченные подсвечники и чернильницы с тазиком, хитрые турецкие котлы с крышками и затейливые формы для мороженого».
Во второй половине XIX века благородные дворянские усадьбы, прибираемые к рукам купцами, постепенно стали перестраиваться под доходное жилье. В бывшем особняке княгини Засекиной также началась новая жизнь. В 1881 году здесь поселился будущий композитор С.Н. Василенко, который впоследствии вспоминал о своей жизни в доме, «в котором прежде помещалась масонская ложа…»: «Необычайная симметрия всех частей и какие-то башенные закругления по бокам дома и обоих флигелей придавали ему вид средневекового замка».
Уже через год после приобретения отец Василенко собрался надстраивать и расширять старый особняк, при этом предполагалось снести портик и по-новому оформить фасад. Но в процессе работ проект изменили: оказалось, что «стены старого дома ненадежны для надстройки». Так что фасад главного дома был сохранен и лишь несколько осовременен, а новостройка заняла место одного из флигелей, заполнив пространство между домами 18 и 20.
В послереволюционные годы просторные залы здания были разбиты перегородками на более скромные помещения, однако своего благородства не утратили. В доме №18 проживала «звездная» супружеская пара — режиссер Григорий Александров и актриса Любовь Орлова.
Современное назначение
Сегодня дом Засекиной (№18) еще стоит, он жилой. В 2000-х годах он попал в планы строительства второй очереди бизнес-центра «Усадьба-Центр», сосед – палаты Полибиных – именно из-за этого и были утрачены. Особняк Засекиной уцелел. В интерьерах еще несколько лет назад сохранялись парадная лестница конца XIX века с ограждением, украшенным головами грифонов. Цел был также интерьер центральной гостиной, сохранялись лепные карнизы и барельефы над дверями, изразцовая печь, и даже, пережившие перестройку дома «позднеампирные» двери в одном из помещений – большая редкость. Жители дома рассказывали, что над подвесным потолком правого крыла имеется купол, зашитый в 1930-х.
Во дворе (за домом) сохранился двухэтажный служебный корпус конца XVIII века, напоминающий об исчезнувшем древнем переулке, на линию которого он выходил когда-то южным фасадом. Флигель, как и дворовые крылья главного дома, имеет полукруглый выступ. Изобилие этих странных «апсид» заставляет вспомнить легенду о масонской ложе, ведь известно, сколь неравнодушны были вольные каменщики к символике, заложенной в том числе и в планировку зданий. Дом является выявленным объектом культурного наследия.
Автор статьи: Юлия Мезенцева
Материал с портала «Узнай Москву»