Есть в Замоскворечье одна из самых коротких улиц в Москве. Протяженность ее составляет всего 250 метров. Начинается она от Чугунного моста через водоотводный канал после Пятницкой улицы, а заканчивается у реки Москвы. Это улица Балчуг.
Место это историческое и ведет историю еще с XIV века, со времен Дмитрия Донского. А по поводу происхождения названия у историков-москвоведов сложилось несколько мнений. Посмотрим, что пишут они по этому поводу.
У Петра Сытина мы находим: «Бал-чех» означает по-татарски грязь, болото, которое здесь действительно существовало.
Историк Сергей Романюк считает, что «балчуг» происходит от слова «балчук», которое означало «рыбный торг», привоз, базар. И исторически базар в этом месте существовал.
Еще один историк, Иван Кондратьев, писал, что «Балчуг», по мнению некоторых, есть то же, что балка, происшедшее от турецкого «валка» — овраг, буерак.
Так вот в такой местности Иван Грозный по преданию в 1552 г. открыл здесь первый в истории России кабак. Здесь же в XVI веке были выстроены две общественные бани. Сюда же выходили ворота Государева Сада, и начиналась улица Садовническая.
Место это было неблагополучное, так как часто случались наводнения и пожары. Ситуация с затоплением улучшилась после строительства в эпоху Екатерины II водоотводного канала. Здесь стали возводиться каменные лавки торговцев, бакалейщиков, скобяников. Однако наводнение 1908 года, когда уровень воды поднялся на девять метров, почти затопило остров.
Сегодня, когда мы прогуливаемся по улице, нам ничто не напоминает об этих неблагополучиях. Да и новая архитектура 90-х годов не настраивает на исторический лад. И все же, немного пройдя, мы видим небольшой трехэтажный дом явно исторической архитектуры. Небольшой фасад высотой в три этажа «зажат» между большим домом и прилегающими строениями XIX века, напоминающими каменные лавки в стиле ампир. Архитектура самого здания эклектична, что характерно для второй половины XIX века. В это время многие усадьбы эпохи классицизма перестраивались в соответствии с духом времени, в котором определяющей была эклектика.
Но если присмотреться, можно в симметричном двухэтажном фасаде (третий этаж был скорое всего надстроен) увидеть городскую усадьбу камерного типа. Обойдя дом сзади, можно увидеть, что он почти прилегает к территории Московского подворья Соловецкого монастыря с храмом XVII в. Стало быть, при доме не должно было быть прилегающего сада.
После реставрации, проведенной несколько лет назад, в здании на первом этаже располагается флористический салон, над которым находятся ресторан и бар. В результате реставрации были восстановлены обелиски в нишах второго этажа. Зданию придан выразительный контраст, состоящий из белого и краснокирпичного цветов, что выгодно выделило характерные элементы внешнего фасада. Так как здание «зажато» другими постройками, архитекторы-реставраторы использовали разный цвет фасадов, чтобы они зрительно легко отличались.
Автор статьи: Алексей Гизюк
Материал с портала «Узнай Москву»