Не так далеко от Санкт-Петербурга располагается небольшая деревня Торосово, где находятся развалины великолепной в прошлом усадьбы баронов Врангелей. Здесь гостил у родни знаменитый генерал Петр Николаевич Врангель, ставший символом Белого Движения. Это о нем пелось «Белая армия, Черный барон, снова готовят нам райский трон». На самом деле никто никакой трон не готовил, а воевал барон как раз за то, чтобы в России был прекращены вандализм и беззаконие. Не получилось и теперь тысячи памятников дореволюционной русской архитектуры лежат в руинах, среди них и усадьба рода Врангеля.
Однако даже развалины по прежнему производят потрясающее впечатление и тысячи туристов каждый год приезжают в это место. К сожалению, правительство не спешит восстанавливать этот памятник архитектуры и истории нашей страны. В главном здании усадьбы уже давно нет окон и крыши, оно начало рушиться и таким темпом мы можем навсегда потерять этот шедевр русской дореволюционной усадьбы.
Сама усадьба была возведена в позапрошлом веке бароном Егором Ермолаевичем Врангелем, который в 1852 году прибрел деревню Торосово и расположил в ней хозяйственные постройки. Усадьба предназначалось для его сына Михаила Егоровича Врангеля, который получил блестящее военное образование и дослужился до генерала.
В 1872 году в звании генерал-майора Михаил Егорович был назначен лифляндским генерал-губернатором, а 1874 году он вернулся в Петербург и занялся устройством усадьбы. Унаследовав от отца хозяйственную жилку, он сумел создать одну из самых красивых дворянских усадеб Петербургской губернии. Все строительные материалы поставляли выстроенные им известковый и кирпичный заводы.
Постройки были сложены из валунов, оригинальной фактуры и разнообразной формы они составили своеобразный экзотический «средневековый» городок. Романтизм был присущ и усадебному дому, стилизованному под «английскую готику». На фоне неоштукатуренных краснокирпичных стен выделялись белые штукатурные тяги, широкие наличники окон, карниз с машикулями. Колористический эффект дополнялся пластичностью объемного решения. Дом органично вписался в большой пейзажный парк, насаженный на месте пашен. Рукотворный парк отличался продуманностью общей композиции и отдельных частей. На южном склоне террасы, перед дворцом, создали цепочку из разделенных группами деревьев, но взаимосвязанных полян, завершавшуюся видовой площадкой. В северной части парковый ландшафт формировался посадками небольших чистопородных групп липы, дуба, лиственницы, ясеня, вяза, акцентированных одиночными пихтами и елями. Декоративные кустарники выделялись на ровной зелени полян и лужаек, придавали парку особую привлекательность. Дворец, расположенный у края склона, благодаря цветовому контрасту просматривался сквозь листву из разных уголков парка. Усадьба с постройками, парком, фруктовым садом и огородом занимала 24 десятины.
После смерти Михаила Егоровича, имение перешло в пожизненное владение его жены Шарлотты Павловны, урожденной Корф, но управлял поместьем его сын Георгий Михайлович, который жил в Торосово круглый год. Он содержал хозяйство в образцовом порядке, ремонтировал постройки, строил новые, завел хозяйственный хутор, прикупил соседние поместья Губаницы и Раскулицы.
В 1917 году в России произошли два переворота, как и многие другие усадьбы Торосово было разграблено и отобрано у законных владельцев. За последующие сто лет усадьба пришла в ужасающее запустение, сады заросли и и были утрачены, а постройки обветшали и в наше время находятся в плачевном состоянии. Усадьбе требуется серьезная реставрация и надлежащий уход, при котором она может стать одним из красивейших в России заповедников.