Усадьба Веневитиновых в Новоживотинном. Альтернативное название: Новоживотинное.
Здесь провел свое детство Дмитрий Веневитинов, будущий русский поэт-романтик, философ, критик начала XIX в., ставший прототипом Владимира Ленского в романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.
Начало строительства главного усадебного дома относится к 40-м гг. XVIII в. С большой долей вероятности, Фаддей Веневитинов (1674–1747) и его сын Анкиндин (1709–1747) начали строительство особняка. Первоначально дом был одноэтажным и имел вид очень высокой палаты – до 5 м, возможно, двухсветной, т.к. в верхней части стены сохранилось одно из небольших окон барочных очертаний.
В середине XVIII в.надстраивается второй антресольный этаж. Антресоль имеет меньшую толщину стен и выполнена менее аккуратной кирпичной кладкой. Этот этап строительства совпадает со временем хозяйствования в усадьбе вдовы Анкиндина Фаддеевича Веневитинова – Анны Львовны (?). После надстройки дом стал двухэтажным: первый – высокий, второй антресольный – низкий. Главный фасад декорирован в стиле барокко. Для этого стиля характерны особняки сложной формы; обнаруженные за центральной частью здания остатки фундаментов двух прямоугольных помещений дают возможность утверждать, что дом ранней постройки имел П-образную планировку. На средства Анны Львовны Веневитиновой была построена Архангельская церковь. Церковь была двухпрестольной, главный алтарь освящен в честь Архангела Михаила, придельный алтарь – во имя трех святителей и чудотворцев Московских Петра, Алексия и Ионы. В отличие от главного алтаря, придел был теплым и предназначался для зимних богослужений. Церковь освящена в 1780 г.
Третий значительный этап перепланировки дома относится к концу XVIII в. Петр Анкиндинович Веневитинов (1738–1799) существенно расширил дом, произвел перепланировку и реконструкцию интерьеров. Низкие своды с нишами на 1-м этаже, части внутренних стен, некоторые оконные и дверные проемы, фрагменты кладки в боковых объемах здания относятся к последней четверти XVIII в. Встречаются участки стен, где наряду с новыми кирпичами, используются старые – середины XVIII века, т.е. кирпич из разобранных стен и хозяйственных построек. Был понижен 1-й этаж, создано новое межэтажное перекрытие, добавлены две пристройки по торцам дома. В начале 90-х годов XVIII в. за домом с северной стороны был выстроен одноэтажный кирпичный флигель, сохранившийся до наших дней. Под восточной частью флигеля находится подвал-ледник. К этому же периоду относится постройка въездных ворот.
Владимир Петрович Веневитинов (1777–1814) владел усадьбой с начала XIX в.до 1814 г. В 1803 г. Владимир Петрович приобрел 2 кирпичных дома в Москве, в Кривоколенном переулке, и усадебный дом в Новоживотинном стал для семьи дачным, посещаемым только в летние месяцы.
После смерти Владимира Петровича усадьба перешла во владение вдовы Анны Николаевны Веневитиновой (Оболенской) (1782–1841), а после смерти Дмитрия Владимировича (1805–1827) – старшего сына, владельцем станет младший сын – Алексей Владимирович Веневитинов (1806–1872). К этому времени относится опись усадьбы «… господский дом двухэтажный, в длину 45 аршин, в ширину 24 аршина, в вышину 14 аршин; два флигеля, погреб, ледник, выход каменный, плодовый сад на 4 десятинах, за двором конюшня каменная, сарай, людская изба и каменные флигеля, и деревянные покрытые камышом, хлебный магазин деревянный, покрытый камышом». В то время, когда усадьбу посещал Дмитрий Веневитинов – поэт-романтик, философ, литературный критик, переводчик – дом сочетал конструктивные и декоративные черты барокко и классицизма. Общий вид был близок к нынешнему – вытянутое в длину здание с балконом на главном фасаде. С северной стороны осталась часть антресоли, видимо отсюда поэт любовался видом на парк, фруктовые сады, реку Дон.
Алексей Владимирович в 1854 году занялся перестройкой колокольни Архангельской церкви, и она стала «со шпилем, выкрытым белою англицкой жестию», окна в церкви из разноцветных стекол, а иконостас получил «искусно взлащеную резьбу». Преображается и усадебный дом.
Алексей Владимирович Веневитинов – сенатор, тайный советник Его Императорского Величества, владел усадьбой до 1872 года, после его смерти усадьба (с 1875 г.) перешла в собственность его сына Михаила Алексеевича (1844–1901) (археолог, историк, поэт, археограф, писатель, предводитель Воронежского губернского дворянства).
С этим именем связан последний этап перестройки и реконструкции усадебного дома. Происходят многочисленные переделки. В мае 1873 г. управляющий имением докладывает о серьезных работах в «большом доме»: дом оштукатурен, стирается старая краска, но крыша не крыта из-за дождей, и поэтому особняк вряд ли будет готов к приезду хозяина. При этом он успокаивает, что вполне будет готов для проживания «кавалерский дом» – кирпичный флигель, от которого до наших дней сохранился только фундамент. В 1877 г. «большой дом» вновь оштукатурен и перекрашивается, в 1881 г. опять «исправляет» дом.
После революции 1917 г. последний владелец усадьбы Алексей Владимирович Веневитинвов с семьей покидает Россию, через Константинополь перебирается в Англию. Мебель, посуду, картины, предметы быта из усадьбы были вывезены в различные советские учреждения Воронежа. В 1924 г. в усадьбе было организовано садоводческое товарищество. В 1930 г. г. Воронеж приезжает Н.К. Крупская, и результатом ее визита стало создание на базе усадьбы Веневитиновых Центрально-Черноземного научно-исследовательского института политехнического обучения детей и подростков. На 1-м этаже усадебного дома размещалась начальная общеобразовательная школа, на 2-м – музыкальная. Летом 1939 г. в здании школы разместился детский дом, в котором жили дети Испании и местные ребята-сироты. В первые месяцы Великой Отечественной войны в усадьбе располагалась воинская часть. С 1943 г. по 1979 год в главном усадебном доме была сельская школа. В 1988 году начались первые реставрационные работы.
До наших дней в усадьбе сохранились:
главный усадебный дом (ХVІІІ–ХІХ вв.) – реконструирован в 2012 г.,
флигель (1887 г.) (в состоянии консервации),
кирпичная ограда – восстановлена в конце ХХ в. по рисунку Алексея Веневитинова,
ворота (ХVІІІ–ХІХ вв.) – отреставрированы в 2012 г.
В 2012 г. воссозданы парк и пруд, построены беседка-ротонда и балюстрада.
В 2005 г. в усадьбе открыт памятник Д.В.Веневитинову (скульптор М.И.Дикунов).
18 мая 1994 г. после завершения реставрации усадьбы Веневитиновых и благоустройства партерной зоны парка в Новоживотинном был открыт филиал Воронежского областного литературного музея – Музей-усадьба Д.В. Веневитинова. После второй, ещё более масштабной реконструкции, завершившейся в 2012 г., он стал соответствовать самым передовым музейным практикам нашего времени. Сегодня это единственный в России музей, посвященный поэту-философу. В доме частично восстановили интерьеры, характерные для XIX столетия. В целом же – это литературная экспозиция, которая рассказывает о русской, дворянской усадебной культуре XVIII–XIX веков, о жизни и творчестве поэта Д.В. Веневитинова, других ярких представителях его рода и окружения. В экспозиции использованы современные технологии подачи материалов.