Усадьба художника В.Г. Шварца (Колпнянский р-н, с. Белый Колодезь) — памятник истории, объект культурного наследия Орловской области регионального значения
Большие сады и усадебный парк образуют густой зеленый массив, среди которого расположены многочисленные постройки. Усадебные постройки можно датировать третьей четвертью XIX в. Главный дом не сохранился, но уцелели следующие сооружения: вокзал, мавзолей, конюшня, два скотных двора, два служебных здания, три жилых здания и большой корпус винного завода. Строительный метериал кирпич. Все здания, кроме мавзолея, побелены.
Многочисленность и развитость хозяйственных сооружений отвечает новому характеру усадеб середины XIX в., когда на смену развлекательным, преимущественно летним резиденциям, пришли хозяйственные усадьбы, совсем не столь парадные, как прежде, зато лучше приспособленные для каждодневной жизни. Усадьба приобрела вид поселка, главная аллея превратилась в улицу, застройка которой пришла на смену симметричному расположению зданий. Когда-то главный дом своей крупномасштабностью создавал центральную зону в композиции ансамбля, однако с его исчезновением стала ощутимой планировочная равнозначность сооружений.
Наиболее парадной и подчеркнутой воспринимается планировка около вокзала. Две идущие с запада дороги, обходящие вокзал с севера и юга, сливаются перед его главным восточным фасадом, образуя основную улицу-перспективу усадьбы. В ее начале расположен скотный двор, далее находится обширное пространство с поставленной в глубине конюшней. Отсюда раньше был подъезд к главному дому. Рядом по обе стороны дороги поставлены жилые корпуса.
На краю усадьбы дорога проходит по плотине между прудов, около которых поставлен винный завод. К северу от дороги находятся остатки парка. Сохранились аллеи старых больших лип. Планировка парка имеет свободный характер, а участки геометрически правильных очертаний (прямоугольник, полукруг) повернуты так, что их оси и основные планировочные оси не совпадают. В глубине парка, среди густой зелени, стоит мавзолей Шварцев.
Для архитектуры построек характерны традиции позднего классицизма с применением отдельных элементов необарокко. Наиболее интересными являются здания вокзала, конюшни, винного завода и мавзолея, которые частично сохранились до наших дней.
Вокзал предназначался для намечаемого строительства узкоколейной железной дороги к усадьбе. Эта дорога так и не было построена. Здание попользовали для других целей: в ХХ в. ней размещалась мельница. Восточный фасад, обращенный к усадьбе, расчленен рустованными пилястрами на 9 частей. Три более узкие средние принадлежат центральному двухэтажному ризалиту. Его фасад с высоким треугольным фронтоном разделен и во втором этаже рустованными пилястрами. Между пилястрами в первом и втором этажах расположены арочные окна и дверные проемы с профилированными наличниками и архивольтами. Во втором этаже существовал небольшой балкон. Западный фасад проемов не имеет. Большой арочный проем на северном торсе здания заложен.
Конюшня имела в ансамбле особое значение, что и обусловило парадный характер его архитектуры. Г-образное в плане здание обращено к дороге углом, который округлом значительно выше крыльев, Монументальность углового корпуса подчеркнута гладью стен с небольшими проемами, четырьмя прямоугольными внизу и тремя круглыми вверху. В центре устроен вход. Фасад завершен фигурным аттиком.
Углы всех объемов обработаны лопатками, между которыми на центральном участка проходит аркатурный поясок на трехуступчатых консолях. На восточном крыле в верхней части стены семь прямоугольных небольших окон, вытянутых по горизонтали и завершенных почти плоскими арочками. Такой же была, очевидно, и северная часть здания, но к ней впоследствии было пристроено дополнительное помещение.
Винный завод замыкает главную перспективу и находится у плотины. Одноэтажный прямоугольный длинный корпус поставлен перпендикулярно дороге. Торцовый фасад сделан главным, лопатка в центре делит его на две части, в которых сделаны одинаковые порталы с уплощенными лучковыми перемычками. В нижней части стены проходит поребрик, а завершает ее трехлопастный деревянный фронтон, обшитый досками. С противоположной стороны здание становится двухэтажным, причем поперечная ориентация двускатной кровли и щипцы превращают двухэтажный объем в отдельный корпус, примыкающий к основному. Окна на стенах разделены то лопатками, то ромбовидными узорами выступающих кирпичей. Под окнами проходит поребрик. Полочки и рельефные клинья перемычек плоских арок сближают наличники с барочными.
Церковь-мавзолей находятся в парке. Между ней и главным домом посажены прямоугольником липы. Переход от открытого пространства вокруг главного дома к сумраку густых аллей и посадок вокруг мавзолея создает эмоциональный эффект уединенности, соответствующий назначению здания.
Небольшой мавзолей имеет форму куба, к которому притыкает апсида и (с запада) более поздний притвор. По низу стен проходит цоколь, по верху – антаблемент. Углы обработаны лопатками, которые вверху соединяются аркатурными поясками.
Монументальные рельефные обрамления больших арочных окон в центре фасадов наложены на все остальные членения. В здании две этажа. Верхний служил усадебным храмам, в нижнем был устроен склеп, сюда ведет лестница с северной стороны. Склеп перекрыт парусным сводок с распалубками.