Дата открытия, История появления
Ничем не приметное внешне здание стоит на Садовой-Спасской. Обращает на себя внимание лишь фасад, на котором белым кирпичом выложено: «Полиграфический институт».
Настоящая история усадьбы начинается в 1867 году. Очевидно, в 1866 году, после перераспределения наследства дом получает С.И. Мамонтов, известный в последствии меценат и предприниматель. С семьей он поселился здесь через год. Интересно, что уже тогда перед домом был свой полисад, что являлось особенностью всех владений на Садовой улице (позднее Мамонтовы будут несколько раз перестраивать дом, а полисад сохранят, лишь появится красивая решетка-ограда).
Cавва увеличивает участок и расширяет дом. По воспоминаниям Н.В.Поленовой: «При рождении Сережи (старшего сына Мамонтовых – 1867 г.) дом Саввы Ивановича был как у всех – зала, гостиная, кабинет, спальня, столовая…»
Но постепенно дом приобретает традиционную для городской усадьбы композицию – появляется широкий проезд, парадная зона, а также хозяйственный двор и сад.
Перестройка и реставрация
В дальнейшем, особый уклад жизни хозяина стал причиной преобразования обычного дома в уникальный особняк. В 1872 году к старому дому пристраивают двухэтажную каменную пристройку, а позднее делают ее трехэтажной. Скорее всего, участие в изменениях принимал друг и известный архитектор В.А. Гартман. «Стройка наша продвигается сильно, кончается второй этаж, хотя я к Гартману пока не ходил..» — пишет Савва в это время своей жене. Вскоре: «На стройке вывели окна третьего этажа, высоконько, зато вид оттуда – прелесть!..». Планировка этажей, судя по чертежу, была характерной для времени ампира – комнаты сообщались по системе анфилады (ряд соединенных друг с другом помещений, которые расположены по прямой линии), по трехмаршевой парадной лестнице поднимались в комнаты.
В 1878 году новые изменения – двухэтажная пристройка. Каждый этаж пристройки – зал 107 кв. м. В нижнем, скорее всего, организовали новую столовую с выходом в сад, а в верхнем – знаменитый кабинет Саввы, который будет использоваться и как театр, и как мастерская художников. Именно здесь впервые в Москве споет Ф.И. Шаляпин и будут работать В.М. Васнецов, М.А. Врубель, В.А. Серов, К.А. Коровин, В.Д. Поленов. Именно здесь Савва Игнатьевич будет принимать императора Александра III, который приедет для знакомства с картинами.
Потолок столовой и кабинета были отделаны драгоценной породой дерева –моренным дубом. Дверные полотна украшены резьбой по рисункам друзей-художников.
Мамонтов вешает на стену новой столовой картину Васнецова: «Ковер-самолет», символизирующую сказочную скорость передвижения по железным дорогам.
По величине и оформлению новый кабинет и новая столовая намного превосходили все помещение дома. В это время из Италии приходит мозаика, которой оформят пол во многих комнатах. Деревянная резьба, уникальная майолика наполняют постепенно интерьеры дома.
В 1890-е к корпусу с конюшней пристроят фасад в «римско-византийском» стиле по рисунку Врубеля. Два майоликовых камина и две печи, сделанные по эскизам Врубеля, позднее будут вывезены в Абрамцево и сейчас их можно увидеть в музее-заповеднике. Панно на камине изображает девушку в окружении морского царства. Существует предположение, что на панно изображена балерина Гузикевич, которая возможно, работала в театре Солодовникова.
В 1896-м году архитектор Л. Кекушев выстроит одноэтажную электростанцию, она будет обслуживать дом и флигель, а еще он спроектирует застекленную пристройку – зимний сад. Сама усадьба декорируется в стилистике модерна.
В 1899 году, после ареста С.И. Мамонтова, дом был опечатан, а в 1893 состоялась распродажа художественных ценностей, хранившихся в стенах усадьбы. Позднее, оправданный Савва поселился у Бутырской заставы, в небольшом доме при гончарном заводе «Абрамцево».
Последний строительный период здания начнется в 1911 году, когда усадьбу приобретает М.А. Страхова. Она перестраивает особняк под частную мужскую гимназию, можно сказать строит заново, используя немецкий типовой проект «Политехникума» (инженер А.Н. Зелингсон). Фактически, в новое здание вошли отдельные участки наружных капитальных стен дома Мамонтова. В 1911-1913 годах будет перепланирован флигель и коровник. Больше всего повезло восточному крылу особняка, где находились кабинет и столовая. Новая хозяйка их использует под актовый и гимнастические залы. Остались воспоминания о доме той поры: «…гимназия считалась одним из лучших учебных заведений подобного рода в Москве. Трёхэтажное светло-жёлтое здание немного уходило вглубь квартала. Перед фасадом был разбит ограждённый железной решёткой палисадник, весь зелёный от разросшегося жасмина, развесистых лип и каштанов».
В новом доме, в характере декора и группировки оконных проемов, чувствуется влияние модерна, точнее его рациональный вариант.
Позднее, в здании располагается полиграфический институт, планировка искажается перегородками, вход с улицы закрывают. Повезет только залам восточного крыла – сохранится отделка потолка и резное полотно.
Материал с портала «Узнай Москву»