В двадцати восьми километрах южнее города Клинцы раскинулось на малой речке Топалке старинное село Великая Топаль. Оно известно с 1620 года. В разные времена им владели многие польские, украинские и русские земельные магнаты, в том числе и такие известные в нашей истории деятели, как полководец П.А.Румянцев. От Румянцевых Великая Топаль перешла к Голицыным, от Голицыных — к Долгоруковым.
Комплекс усадьбы состоял из барского дома с флигелем, парка с прилегающими фруктовыми садами и церкви Преображения. В первой половике XVIII века Великая Топаль была одним из богатейших имений в тогдашней Малороссии.
Петр I пожаловал Топаль с окрестными селениями своему сподвижнику, дипломату, выходцу из города Дубровника в Далмации Савве Владиславичу, прозванному по второму имени родного города Рагуза — Рагузинским. От бездетного Саввы имение достается его племянникам. Владевший с 1739 года усадьбой Моисей Владиславич устроил в Топали великолепный дом, а около него — «французский сад». По описанию 1781 года — «дом его сиятельства (теперь уже П.А.Румянцева), сделанный итальянским манером, на каменном фундаменте, с погребами, в двух этажах, о 10-ти покоях, при коем сад весьма хороший, регулярно рассаженный, с тремя оранжереями…». Этот дом просуществовал до 1820 года, когда был заменен полностью каменным, с мезонином.
Регулярная планировка парка, по-видимому, сохранилась первоначальной, то есть середины XVIII века. Это подтверждают сохранившиеся в аллеях колоссальные липы — живые свидетели долгой истории усадьбы и ее парка.
План усадьбы составлен в соответствии с исторически сложившейся классической традицией устройства русской усадьбы. Перед домом, украшенным непременным шестиколонным портиком — «парадный двор», слева от него — флигель. Впереди и несколько в стороне — каменная церковь Преображения — выдающийся памятник архитектуры второй половины XVIII века, выполненный на высоком профессиональном уровне в редком для Брянщины псевдоготическом стиле.Церковь Преображения
Церковь Преображения. Выдающийся памятник русской архитектуры поcл. четв. 18 в., выполненный на высоком профессиональном уровне в редком для Брянщины псевдоготическом стиле, близком работам петербургского архитектора Ю.М. Фельтена. Хорошо сохранившееся кирпичное и оштукатуренное здание отличается оригинальностью композиции и архитектурного декора, что позволяет предположить его проектирование кем-либо из столичных зодчих.
Ядром объемно-пространственного построения является двусветная ротонда, завершенная куполом и небольшим декоративным восьмериком с главкой. С востока и запада к ней примыкают равновысокие прямоугольные алтарь и трапезная с закругленными раскрепованными углами. В местах их примыкания на южном фасаде расположены стройные башнеобразные объемы с пирамидальными вогнутыми кровлями и крестами. Башни главного, северного фасада более крупные и высокие; во втором ярусе они трактованы как колокольни, прорезанные стрельчатыми арками звона с круглыми оконцами над ними и увенчанные коронами из остроугольных щипцов. Между этими башнями в лоджии расположен парадный вход с четырехколонным портиком, средние колонны которого раздвинуты. Выразительность силуэта усиливают четыре цилиндрические башенки с яйцевидными кровлями и щипцовыми коронами, поставленные над закругленными углами алтаря и трапезной.
Изящный декор фасадов состоит из сравнительно немногих форм. Основными элементами убранства являются рустованные пилястры на ротонде, алтаре и трапезной и горизонтальная рустовка, охватывающая нижний ярус северных и боковые стороны южных башен, а также закругленные углы трапезной и алтаря. Интересно сочетание основных стрельчатых проемов с небольшими круглыми окнами второго света, которые над северным и южным входами заменены полуовальными. В окнах сохранились рамы с ажурными переплетами. Над стрельчатыми проемами расположены не совсем обычные сандрики-полочки, дополненные треугольными фронтонами внутри портика, колонны которого перехвачены декоративными валиками. К закругленным углам, перебивая рустовку, примыкают стройные обелиски на постаментах.
Не менее выразителен интерьер храма. Основным помещением является эффектный круглый зал со сферическим куполом. Неширокими арочными проемами он связан с трапезной (проем перебит поздними хорами) и алтарем, перекрытыми высокими зеркальными сводами; узкие проходы в их углах ведут в небольшие служебные помещения внутри башенок. Стены зала, трапезной и алтаря декорированы плоскими пилястрами, сандриками на кронштейнах над проемами, а также расположенной под окнами верхнего света широкой лентой фриза с вертикальными «каннелюрами». Завершающий стены тонко профилированный карниз имеет в зале раскреповки с сухариками, под раскреповками — кронштейны с лепными гирляндами, а ниже — плоские прямоугольные ниши, роспись которых не была осуществлена. Купол и своды расчленены радиальными и концентрическими тягами и украшены кессонами со звездочками на темно-синем фоне; четырех круглых клеймах-медальонах купола в технике гризайль изображены христианские символы. Церковная утварь и иконостас относятся к 19 и нач. 20 в. На южной стене икона в пышном барочном резном обрамлении 2-й пол. 18 в.
Хороший образец брянского усадебного дома в стиле ампир; отличается подчеркнутой монументальностью и парадностью архитектуры. Первоначальная планировка изменена после 1917 г. в связи с приспособлением под школу. Одноэтажное здание с подвалом и мезонином над средней частью имеет оштукатуренные кирпичные стены и плоские балочные перекрытия Крупный прямоугольный в плане объем дома с выделенным цоколем вытянут по оси восток-запад. Узкие боковые части слегка понижены, а сильно развитый мезонинный этаж в центре перекрыт двускатной кровлей с фронтонами на торцах. Южный протяженный фасад, обращенный к храму и являющийся главным, украшен шестиколонным входным портиком на массивном цоколе с укороченными тосканскими колоннами, триглифно-метопным фризом и расположенным над ним балконом второго этажа. Крупная полукруглая ниша с замком над балконной дверью подчеркивает центр фасада мезонина, завершенного карнизом с модульонами и большим фронтоном.
Фасадный декор включает также горизонтальную рустовку верхней части стен, неглубокие арочные ниши, в которых расположены прямоугольные окна, треугольные сандрики с кронштейнами над окнами портика и несколько упрощенный широкий антаблемент. Аналогичное убранство имеет и парковый фасад. Боковые части оформлены скромнее, с ложными окнами на главном фасаде, завершенными полуциркульными архивольтами с замкбвыми камнями Существующий в настоящее время боковой вход с западной стороны ведет в коридор, который делит интерьер на две половины. По обе его стороны расположены анфиладно связанные друг с другом комнаты. В середине коридора находится лестница в мезонин.
За домом — парк, с трех сторон окруженный фруктовым садом. Парк невелик, но уютен. Он занимает территорию около 3,5 гектаров. Пять продольных аллей, идущих от дома, в пересечении с тремя поперечными образуют простой геометрический узор.
Сохранившиеся деревья свидетельствуют о разнообразии озеленения аллей. Преобладает липа мелколистная. Она составляет основной фон, и некоторые аллеи обсажены сплошь ею. Посадка плотная — один-полтора метра между деревьями в рядах. В куртинах здесь приятно встретить липу крымскую, европейскую и крупнолистную американскую. Аллеи представляют собой немножко таинственные зеленые коридоры, тишина их располагает к сосредоточенности и размышлениям.