Усадьба Полотняный Завод Гончаровых.
Родовое гнездо Гончаровых, знаменитая промышленная усадьба, в которой прошло детство жены А.С. Пушкина Н.Н. Гончаровой и куда неоднократно приезжал сам поэт.
Начало становления здесь усадеб относится к 1718-1720 гг., когда по указу Петра I купец Т.Ф. Карамышев начал строить фабрику для изготовления парусных полотен и бумажную фабрику. Место это с деревянной Спасской церковью называлось погост Взгомони. Компаньонами купца были его племянник Г.И. Щепочкин и А.А. Гончаров, которые после смерти Т.Ф. Карамышева «полюбовно» разделили в 1735 г. имущество и фабрики. Так образовались два завода и две усадьбы, вошедшие в литературу под именами Полотняный Завод Гончаровых и Полотняный Завод Щепочкина, составляющие историко-архитектурный и природный музей-усадьбу «Полотняный Завод». После А.А. Гончарова в 1785 г. усадьбой владел его сын Н.А. Гончаров и с этого же года — его сын А.Н. Гончаров (дед Н.Н. Гончаровой, жены А.С. Пушкина), с 1832 г. до 1860 г. – его внук Д.Н. Гончаров, затем — его сын Д.Д. Гончаров (женатый вторым браком на О.К. Шлиппе, владевшей усадьбой Детчино), последняя хозяйка до 1917 г. – вдова его сына Д.Д. Гончарова актриса В.К. Гончарова (урожд. Бергман). В 1775 г. усадьбу посетила императрица Екатерина II, в 1812 г. в ней располагался штаб М.И. Кутузова, в 1830 г. и 1834 г. бывал А.С. Пушкин, в 1849 г. – Н.В. Гоголь.
Сохранились трёхэтажный главный дом 1760-х гг. в стиле барокко, перестроенный в 1790-х гг. в стиле раннего классицизма; барочные въездные Спасские ворота 1730-х гг.; ворота конного двора и его фрагменты середины XVIII в.; ворота, ведущие в парк конца XVIII в.; служебные корпуса XVIII в.; запущенный, заросший пейзажный парк, разбитый в начале XIX в. на месте зверинца. Летний дом, оранжерея, малые архитектурные формы и заречный сад утрачены. Спасская церковь 1736 г., построенная вместо прежней деревянной, с захоронениями Гончаровых разобрана в 1930-х гг. Художественные ценности из усадьбы находятся в калужских краеведческом и художественном музеях. После открытия в главном доме музейной экспозиции часть коллекций вернулась в родные стены.