Усадьба Поленово (Борок) в Подмосковье
Принадлежала художнику В.Д. Поленову. В 1887 году, путешествуя по Оке вместе с другом и учеником Константином Коровиным, Василий Дмитриевич пленился окскими местами, сразу решив, что там может жить только очень счастливый человек. Наталья Васильевна и Василий Дмитриевич Поленовы стали обладателями 14,1 гектара (такова площадь усадьбы), впоследствии эта территория была обнесена каменной изгородью с красной черепицей.
Шестнадцатого августа 1891 года началось строительство Большого дома, который, кстати, до сих пор сохранил первоначальный вид. Фундамент сделан из тарусского известняка (Василий Дмитриевич его называл тарусским мрамором), на нём установлен бревенчатый трёхэтажный дом. Дом возвели в кратчайшие сроки — всего за 14 месяцев. 2 октября 1892 года, ещё не оштукатуренный, пахнувший смолой, он распахнул свои двери. Эту дату и принято считать датой рождения дома-музея. Площадь дома — 824,7 квадратных метра, в нём три этажа, в том числе утеплённый мансардный, и 24 комнаты. Проект здания предусматривал все мыслимые и в наши дни удобства: водопровод, ванные комнаты на первом и втором этажах, канализацию, отопление. Помимо обычных дровяных печей, дом отапливался так называемыми амосовскими печами: тёплый воздух от нагретых чугунных щитов поднимался по трубам, проложенным в стенах, в комнаты, где были сделаны специальные отдушины и даже пожарная магистраль.
Постепенно усадьба обрастала хозяйственными постройками: появились каретный сарай и конюшня, деревянная четырёхскатная погребица. Поставили Фахверковый сарай, где находилась кладовая, и по эскизам художника мастерили вёсельные и парусные суда поленовской флотилии. Появилось Адмиралтейство — лодочный сарай для хранения лодок и лодочного инвентаря. В 1904 году было возведено Аббатство, и художник переехал в отдельную мастерскую под красной черепичной крышей.
На первом этаже три комнаты были одновременно и жилыми и музейными: портретная, библиотека, столовая. В кабинет художник водил только детские экскурсии: показывал палеонтологическую коллекцию, бо́льшая часть которой была собрана на берегах Оки. На втором этаже находились живописная мастерская Василия Дмитриевича, кабинет жены и спальни семьи, а на третьем — уютные гостевые комнаты.
Библиотека — самая большая и красивая комната на первом этаже. Дубовый паркет, огромная двустворчатая дверь с вырезанной на ней датой постройки дома «1892» и монограммой художника «ВП». Большое окно с витражами в верхней части, где изображены и подписаны на латыни любимые цветы — маргаритки и фиалки. Камин из тарусского мрамора, сделанный по эскизу Поленова, расписан родными художника и украшен майоликовым фризом и резным изображением семейного герба. Стены библиотеки до середины покрыты панелями из морёного дуба. А от панелей до потолка всё пространство занимают картины — друзей и учеников Василия Дмитриевича: Алексея Боголюбова, Сергея Иванова, Константина Коровина, Исаака Левитана, Владимира и Константина Маковских, Сергея Малютина, Ильи Остроухова, Иллариона Прянишникова, Ильи Репина, Егише Татевосяна, Ивана Шишкина, Марии Якунчиковой и Николая Ярошенко.
По логике Василия Дмитриевича столовая в рамках экскурсионного маршрута была заключительной комнатой. Именно в столовой Василий Дмитриевич завершал свой рассказ в «художественной части жилья».В одном из писем художник признавался, что самой большой радостью для него было видеть, как изучают коллекцию Поленовых крестьяне. Именно в столовой, музее народного творчества и прикладного искусства, приходило понимание главного — что такое «музей» — и осознание собственных истоков. Вещи для коллекции приобретались на грибных рынках, ярмарках и московских вербных базарах. Кроме собрания русского народного искусства, в столовой были представлены авторская керамика — Поленова, его друзей и учеников, мебель, сделанная по эскизам Елены Дмитриевны Поленовой в абрамцевской столярной мастерской. Там же хранится «восточная коллекция» с красочными пиалами и блюдами и небольшое собрание итальянской майолики.
Кабинет художник отдал своим картинам и этюдам. Но не случайно эту комнату в семье прозвали музыкальной: здесь проходили домашние концерты. Свояченица Поленова Вера Васильевна Вульф была профессиональной пианисткой, но — главное — тут исполняли сочинения самого художника: Василий Дмитриевич писал романсы на стихи Лермонтова, оратории, оперы и церковные произведения.
На втором этаже две комнаты — мастерская и пейзажная — были обустроены решением детей Василия Дмитриевича уже в 1940-е, когда стало ясно, что говорить о творчестве Поленова в полном объеме можно и до́лжно только в его доме. Говорить в том числе и о главном труде его жизни — картине «Христос и грешница» и евангельском цикле «Из жизни Христа». К мастерской ведёт массивная дубовая лестница — украшение Большого дома. Она тоже сделана по эскизам Василия Дмитриевича. На стенах вдоль лестницы офорты и литографии с картин любимых Поленовым художников. В самой мастерской графический вариант картины «Христос и грешница» (1885) — редчайшее произведение не только в русской, но и в мировой художественной культуре: графики подобного размера и такой степени проработанности нет ни у одного художника. И, конечно же, в мастерской царят поленовские восточные пейзажи, которые с момента их появления на выставке передвижников в 1885 году цветом и светом буквально вскружили голову молодым русским художникам.
В 1918 году вышел указ Народного комиссариата имуществ Российской республики о том, что дом взят под охрану государства как народное достояние и не подлежит конфискации. В 1924 году, когда Василий Дмитриевич отмечал 80-летие, он и его потомки получили от государства право пожизненного пользования усадьбой. Поленов умер 18 июля 1927 года, он завещал похоронить себя на высоком берегу Оки, вблизи построенной им в Бёхове церкви, и эта просьба была выполнена.
История поленовской усадьбы уникальна. Она была музеем при жизни хозяина, а после его смерти сохранение Борка стало делом жизни его детей, в семье их было шестеро (однако первенец Федя, к сожалению, умер в двухлетнем возрасте). Сын Дмитрий и четыре дочери — Екатерина, Мария, Ольга и Наталья — восприняли как завещание просьбу отца «не отдавать дом в чужие руки», и, вопреки всем тягчайшим событиям, им это удалось.
В 1927 году Дмитрий Васильевич женился на Анне Павловне Султановой, и в 1929-м у них родился сын Фёдор. Средств на содержание Большого дома не хватало. Пустующие гостевые спальни и хозяйственные постройки сдавали в аренду артистам Большого театра. В 1937 году Анну Павловну и Дмитрия Васильевича репрессировали, обвинив в шпионаже и контрреволюционной деятельности. Долгие восемь лет музей находился в чужих равнодушных руках. Мужество трёх дочерей художника беспримерно: они боролись и за брата, и за музей. Музей отстояли. В 1939 году решением детей все коллекции дома Поленова как единое целое были переданы в дар государству.
В годы Великой Отечественной войны линия фронта проходила по Оке — с 24 октября по 19 декабря 1941 года усадьба находилась под прицелом немецких орудий, но, к счастью, не пострадала. Дмитрий Васильевич, сын художника, вернулся из лагерей в начале 1945 года и 1 марта был восстановлен в должности директора музея. Внуку художника Фёдору Дмитриевичу Поленову, морскому офицеру, капитану 3-го ранга, в 1960 году пришлось выйти в отставку: семейные традиции были незыблемы, нужно было взять в руки «штурвал» корабля, носившего имя «Дом-музей Василия Поленова». При Фёдоре Дмитриевиче была проведена реставрация усадебных построек и парка, территория обрела исторический облик, восстановили храм в Бёхове. Музей-усадьба стал музеем-заповедником. После кончины Фёдора Дмитриевича в 2000 году его дело продолжила жена Наталья Николаевна Грамолина. А в 2011 году ответственность за сохранение семейных традиций рода Поленовых взяла на себя их дочь Наталья Федоровна Поленова. Эти традиции здесь берегут уже больше века.
По территории усадьбы можно гулять свободно, для посещения дома и остальных построек билеты лучше приобретать заранее на официальном сайте. В главный дом пройти можно только с экскурсией. В 20-ти минутах ходьбы находится церковь, близ которой упокоились великий художник и его супруга. О церкви расскажу в следующем посте.
Как добраться из Москвы: на электричке от Курского вокзала до станции Тарусская. Дальше на такси, либо на автобусе № 113, который идет до остановки “Музей-заповедник”, от нее нужно вернуться по ходу движения автобуса до парковки музея 400 м.