В пригороде Шацка, среди реликтовых лесов и пойменых лугов, на берегу реки Цна покоится совершенно невероятный и уникальный представитель архитектуры русского историзма — двухэтажный рубленный барский дом, выстроенный на территории бывшей усадьбы обер-камергера и землевладельца Нарышкина Быкова Гора. Хозяин поместья — Эммануил Дмитриевич Нарышкин — дважды правнук родного дяди Петра I Льва Кирилловича Нарышкина, которому высочайшим повелением царя во 2-й половине XVII века были отданы в дар земельные вотчины Тамбовской губернии, на территории которых располагалось и село Бычки — в последствии Быкова Гора. После воинской службы, с которой Эммануил Дмитриевич в 1847 году уходит в отставку в чине подполковника, он делает стремительную карьеру при дворе, служит высшим чиновником министерства внутренних дел, затем церемониймейстером двора Его Императорского Величества, в 1873 году произведён в тайные советники. Во второй половине 70-х годов XIX века в своем поместье в Быковой Горе Нарышкин возводит архитектурный комплекс с парком, доминантой которого становится главный дом усадьбы — замысловатый, ассиметричный особняк с угловой башней и крытой, примыкающей к флигелю галереей.
Романтическое сочетание классицистических фронтонов и карнизов, горизонтально членящих фасады здания, неоготических стрельчатых окон с безордерными полуколоннами неуклонно сближают нарышкинский особняк с западноевропейскими замками. Главная особенность дома — это тщательное и детальное подражание деревянной постройки каменной замковой архитектуре. Срубовый объем по всей площади зашит рустованным тесом, имитирующим каменную кладку. Нечто подобное мы видели на домах в Покче — некогда столицы княжества Перми Великой, но в центральной России этот прием никогда не был распространенным. Усиливает «замковость» нарышкинского дома — восьмигранная угловая башня, украшенная модильонным поясом и крытая остроконечным шатром, увенчанным сегодня весьма неуместным, скромным крестом — видимо, отметка Вышенского монастыря, к территории подворья которого в 2004 году отнесли усадебные постройки. Еще одна яркая и выразительная особенность дома, а точнее уже ансамбля нарышскинской усадьбы — крытая галерея, соединяющая особняк с одним из сохранившихся каменных флигелей. С севера к дому был пристроен большой двухэтажных балкон, с которого открывался вид на пойменные луга реки Цны. И если сам дом стоит на основательном сводчатом кирпичном стиллобате, то балкон опирался на скрепленную раствором бутовую кладку, в виду чего на сегодняшний день он полностью утрачен.
Парковый фасад изобилует архитектурными объемами. Сложный ритм углов и граней притягивает и заставляет рассматривать дом, глаза то и дело цепляются за выступающие ризалиты и эркеры, разнообъемные фронтоны и острые щипцы чердачных люкарен. При этом все это геометрическое буйство форм успокаивается и объединяется в единый объем вышеупомянутым строганым рустом.
Эклектичные формы романтической архитектуры дома вновь показывают нам, на сколько сильным было западноевропейское влияние на русское дворянство, на их архитектурные предпочтения, образ жизни, а порой и мысли. Эммануил Дмитриевич прожил в этом доме на Быковой Горе чуть больше 20 лет, скончавшись в 1901 году, после чего владельцем усадьбы стала его вторая жена Александра Николаевна Чичерина. А сам дом, как водится, в 1918 году был национализирован новой советской властью.