Дом №7, стоящий на углу двух Гнездниковских переулков, Большого и Малого, ничем особенным не примечателен, но вот герб, которым он украшен, вызывает, мягко говоря, недоумение. Рабочий, держит в одной руке молот, а в другой… кинопленку. Что же это означает?
В XVIII веке здесь располагалось довольное обширное владение купца Кондикова. В начале XIX века домом владели сыновья Фёдора Орлова, одного из братьев Орловых, которые возвели на трон Екатерину II. В 1880-м особняк приобрёл российский промышленник, меценат, общественный и политический деятель Георгий Лианозов, который обратился к архитектору И. П. Херодинову, и тот изменил фасад здания и возвёл левую и правую пристройки. Его сын нефтепромышленник С. Г. Лианозов был большим любителем нового искусства. Степан Георгиевич учредил фирму «Биохром» и вместе с Федором Шаляпиным и Марией Андреевой намеревался снимать фильмы. Мария Федоровна сообщала Горькому: «Сейчас мы ищем денег, нужно тысяч двадцать предварительно, чтобы заплатить нотариусу за наш договор, за общий договор со всеми вкладчиками и чтобы внести первый взнос Лианозову. Эти двадцать тысяч рублей мы тотчас же вернем из тех девяноста тысяч рублей, которые нам дает «Биохром»… Дело, как видишь, затеяно большое. Если оно удастся, целая периферия окраинных синематографов, да и не только в Москве, а во многих местах, обеспечена».
Дело, увы, не удалось. Но незадолго до революции особняк арендовал Чибрарио де Годен, представлявший в Москве кинофирму «Транс-Атлантик». С 1918 года здесь располагались сначала кинофотоотдел при Наркомпросе, позднее — Совкино, еще позднее — Министерстве кинематографии. В 1925 году особняк надстроили двумя этажами и тогда же появился странный герб. А символизировал он, что при советской власти кинематография принадлежит рабочим, а не интеллигенции. Это отчасти соответствовало истине, одно время министерством руководил некто И. Г. Большаков – он даже слова «кинематография» произнести не мог (выходило «кимография»). Зато этот министр вошел в литературу — однажды Самуил Маршак, тщетно прождав в его приемной несколько часов, ушел, оставив на прощание записку: «У вас, товарищ Большаков, не так уж много Маршаков».
Кстати, именно в этом доме был спасен фильм Григория Александрова «Весёлые ребята». Его хотели положить на полку чиновники, которые заключили, что Александров попросту подражает американским мюзиклам. Подражание, надо сказать, было очевидным, но вряд ли заметным для советских зрителей, которые американские мюзиклы в глаза не видели. К счастью для Александрова, с выводами своих чиновников не согласился тогдашний начальник управления кинематографии Борис Шумяцкий. Он показал картину Горькому, а тот рассказал о ней Сталину. В Кремле в то время своего кинозала не было, и Сталин приехал в особняк в Малом Гнездниковском. Рассказывают, что во время просмотра Сталин много смеялся, сказал, что отдохнул, как никогда, и что больше всех в картине ему понравилась Любовь Орлова. Разумеется, вопрос о полке был немедленно снят, фильм вышел на экраны и имел невероятный успех у зрителей.
Сейчас в здании размещается Министерство культуры Российской Федерации.
Автор статьи: Юлия Мезенцева
Материал с портала «Узнай Москву»