История усадьбы между Большой Никитской улицей, Средним и Малым Кисловским переулком прослеживается с 1710 годов. Тогда здесь, на красной линии улицы, стоял обычный деревянный дом на каменном фундаменте. Справа от дома располагался флигель, позади – хозяйственный корпус. Сто лет этой усадьбой владели дворяне Колычевы. Колычевы — русский дворянский и боярский род, к которому принадлежал московский митрополит Филипп (1507—1569 гг.), выступавший против политики опричнины, проводимой Иваном Грозным. Был отправлен в ссылку и убит Малютой Скуратовым. Впоследствии причислен к лику святых. В 1756 году, согласно исповедным ведомостям Никитского сорока, здесь жили обер-кригс-комиссар Федор Григорьевич Колычев, его жена Мария Ивановна, сыновья Федор, Николай и дочь Александра.
В 1802 году Колычевы усадьбу полностью перестроили. В центре усадебного комплекса появилось трёхэтажное здание главного дома, соединённое с боковыми флигелями «ложной» (слева) и проходной (справа) аркой, через которую осуществлялся въезд во внутренний двор. Сейчас, кстати и эта арка заложена. Дом увенчан фронтоном, поддерживаемом шестиколонным коринфским портиком. Строгий и величественный фасад украшает лепной декор в виде изящных женских головок в медальонах. Усадьба выглядит столь достойно, что вносится в альбом партикулярных строений М.Ф. Казакова. Здание считается одним из красивейших образцов московского классицизма конца XVIII — начала XIX веков. И дошло до нас в практически неизмененном виде.
А в 1809 году происходит смена хозяев. Род пресекся. Последняя в роду Колычева вышла замуж за барона Боде. Сначала дом числится за сподвижником Александра Суворова Петром Григорьевичем Бордаковым, а затем переходит к племяннику Суворова – князю Андрею Ивановичу Горчакову. Он был талантливым полководцем, оставался на службе до 1847 года. Как указывали современники, князь обладал столь феноменальной памятью, что до самой смерти являлся своего рода живой хроникой войн, в которых участвовал, и, к слову, ни разу не ошибся, ни в одной дате.
В 1855 году в возрасте 76 лет Андрей Иванович скончался. Наследники продали усадьбу в 1856 году Московской Синодальной конторе Святейшего Правительствующего Синода. В главном доме разместили Синодальный хор и Московское синодальное училище церковного пения, остальные помещения сдали внаем.
Синодальный хор был создан в Москве в начале 18 века. Сначала в его состав входили только певцы-мужчины, но с 1767 года в хор были официально введены детские голоса. Потребовалась школа для подготовки хористов кремлевских соборов. И в 1860-е годы было создано училище церковного пения — четырёхклассное учебное заведение. А с 1886 года началось серьезное реформирование училищ. Оно было отделено от Синодального хора и преобразовано в 8-классное среднее учебное заведение с 3 отделениями: низшее — для обучения малолетних певчих, среднее (5-6-е классы) — для подготовки регентских помощников и высшее (7-8-е классы) — готовило регентов и учителей церковного пения.
В наблюдательный совет Училища вошли Чайковский, Аренский, Танеев. Основной целью стало создание церковно-музыкального центра, призванного заниматься восстановлением, изданием, обработкой и исполнением древних церковных распевов. Круг преподававшихся музыкальных предметов был расширен, прибавлен 9-й класс, кроме элементарной теории музыки и пения, введены гармония, игра на скрипке и фортепиано.
Руководить училищем в Москву из Казани пригласили Степана Васильевича Смоленского, выдающегося музыканта. Он пригласил своего ученика Александра Дмитриевича Кастальского преподавать фортепиано и помощником регента Синодального хора. В училище в разное время преподавали: А. Н. Корещенко, M. M. Ипполитов-Иванов, Н. С. Кленовский, С. Н. Кругликов, Вик. С. Калинников, В. М. Металлов, А. В. Преображенский, H. H. Соколовский, Д. С. Крейн, К. С. Сараджев и др.
В 1886 году началась перестройка усадьбы (ведь ученики теперь жили при училище на полном пансионе), а точнее застройка ее двора. Поручили ее смотрителю за московским синодальным имуществом, архитектору Владимиру Дмитриевичу Шеру, двоюродному брату Ф.М. Достоевского. Перпендикулярно к главному дому Владимир Дмитриевич пристроил трехэтажный корпус с квартирами для директора и инспектора училища и концертно-репетиционным залом — ныне Рахманиновский зал консерватории. Считается, что акустические свойства зала повторяют свойства Успенского собора Кремля.
В начале 1890-х перепланировали главный дом и флигели. В хоре мальчики пели до потери голоса. После окончания училища многие выбирали карьеру музыкантов. Лучшие ученики работали в училище на должности педагогов и регентов. Некоторые из них получали консерваторский диплом. Выпускниками училища были известные впоследствии музыканты и композиторы – Н.С. Голованов, H. M. Данилин, П. А. Ипполитов, М. Г. Климов, А. В. Никольский, П. Г. Чесноков, К. Н. Шведов.
В марте 1918 года училище преобразовано в Народную хоровую академию, которую до 1923 возглавлял Кастальский. В 1923 Хоровая академия была объединена с Московской консерваторией, а здание было передано юридическому факультету МГУ.
В 1979 году зал училища открыли для концертов. В 1983 году Консерватория разместила в здании, получившем статус третьего учебного корпуса, учебные классы, Научный центр церковной музыки им. прот. Д. Разумовского и Студию новой музыки, функционировавшие в данном корпусе до декабря 2015 года. С середины 1980-х годов зал имеет название Рахманиновского, в честь гениального композитора и дирижера, который много лет сотрудничал с
Синодальным училищем и Хором.
Автор статьи: Ирина Левина
Материал с портала «Узнай Москву»