Усадьба Нижние деревеньки — памятник архитектуры XIX в., бывшее село и усадьба кн. Барятинских сегодня находится в окрестностях современного г. Льгова Курской области (г. Льгов, ул. Красная № 108), в двух километрах к югу от его исторического центра.
В конце XVIII в. село в числе многочисленных земель Льговского, Рыльского и Путивльского уездов принадлежало внучке знаменитого адмирала флота графа Н. Ф. Головина — принцессе Екатерине Петровне Гольштейн-Бек (1750-1811), которая, выйдя замуж за генерал-поручика князя Ивана Сергеевича Барятинского, принесла ему свои владения в качестве приданого.
После смерти И. С. Барятинского эти земли унаследовал его старший сын Иван Иванович Барятинский, который третью часть имения, куда и входили Нижние Деревеньки, выделил своей сестре княжне Анне Ивановне Барятинской (1774-1825), которая вышла замуж за обер-гофмаршала, президента Придворной конторы графа Николая Александровича Толстого (1761-1816).
Затем имение принадлежало её сыну — шталмейстеру двора графу Александру Николаевичу Толстому (1795-1866), после смерти которого — двоюродному брату А. Н. Толстого — генерал-фельдмаршалу, наместнику Кавказа кн. Александру Ивановичу Барятинскому. Александр Иванович имением владел недолго (приблизительно в 1868-1871), уступив Нижние Деревеньки своему младшему брату кн. Виктору Ивановичу Барятинскому (1823-1904).
Затем имение перешло к их старшему сыну — Ивану Викторовичу Барятинскому, владевшему усадьбой до самой революции 1917.
История владения усадьбой более ясна, чем история ее строительства. Сохранившиеся усадебные постройки разностильны и разновременны. Можно предположить, что усадьба Нижние Деревеньки создавалась одновременно с усадьбой » Марьино», после 1811 года.
Об этом свидетельствует упоминание о Льговском имении в письмах И. И. Барятинского: «… При сём прилагаю план дома и церкви Ея Сиятельства Графини Анны Ивановны, равно как и план земли, к Нижним Деревенькам прилегающей, как были присланы ко мне архитектором г. Гофманом (28 августа 1816 г.)’.
Дошедшие до нас классический одноэтажный кирпичный флигель с шестиколонным портиком и парадной двухмаршевой лестницей главного входа, деревянный особняк с мезонином в классических формах и псевдоготическую башню ограды по композиционным и стилевым особенностям можно отнести к первой половине XIX в.
Особого внимания заслуживает овеянное легендами парковое декоративное сооружение, так называемая «Башня Шамиля» (памятник архитектуры XIX в. республиканского значения), хорошо обозреваемая с шоссе при въезде в г. Льгов.
Она представляет собой трехъярусную круглую в плане башню-беседку. Внутренняя винтовая лестница башни, которая не сохранилась, соединяла три уровня постройки до верхней смотровой площадки.
В 1868 г. при переезде из Калуги в Киев Шамиль побывал не только в «Марьино», но и в Нижних Дерееньках, с башни любовался окрестностями.
Народная молва утверждает, что в ней он молился… Остальные сохранившиеся усадебные постройки можно отнести к рубежу XIX-XX вв.
Это двухэтажный кирпичный особняк — главный дом в неоклассических формах с элементами модерна, соединённый с флигелем одноэтажным переходом, а также часть ограды на юге усадьбы и маленький кирпичный домик-сторожка с полукруглой апсидой у западного въезда в усадьбу.
Домовая церковь во имя великого князя Александра Невского и двухэтажный особняк неподалеку от «Башни Шамиля» были разрушены в течение XX в.
Усадьба расположена в живописном парке с регулярной частью у архитектурного центра. Парк поражает большим количеством хорошо сохранившихся двухсотлетних дубов-великанов и вековых лип, кленов, вязов и сосен.
Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) в Нижних Деревеньках находился госпиталь, затем санаторий, позднее — терапевтическое отделение районной больницы.
В 1996 г. из-за аварийного состояния усадебных построек больницу пришлось перевести в другое место, и усадьба переживает сегодня самые тревожные дни.
Великолепный усадебный комплекс может неизбежно потерять свой индивидуальный облик из-за самовольного строительства и разрушиться от рук «великих хозяйственников» нашего времени, так высоко ценящих великолепные качества кирпича XIX в.