Краски ранней осени в усадьбе художника Н.А. Ярошенко «Белая вилла» в Кисловодске.
Здесь любили собираться по субботам деятели культуры, находящиеся в это время в Кисловодске. Приходили на «ярошенковские субботы» художники (А.Куинджи, А.Васнецов, И.Репин), писатель Л.Толстой, певцы Ф.Шаляпин и Л.Собинов, ученые И.Павлов и Д.Менделеев…. Для приема столь многочисленных гостей радушным хозяевам пришлось пристроить несколько флигелей. А гости в свою очередь помогали хозяевам в оформлении дома, расписывая его в виде фресок Помпеи. В конце 19 века Белая вилла – один из крупных культурных центров юга России. Хозяева и гости устраивали большие пикники, поездки к Замку коварства и любви, на Седло-гору, на плато Бермамыт. Предпринимались и более дальние поездки: по Военно-Грузинской, Военно-Осетинской дорогам, в Теберду, к подножию Эльбруса. И отовсюду привозилось большое количество картин, этюдов, зарисовок.
В 1897 году Ярошенко предпринял поездку в Сирию, Египет и Италию, пополнив коллекцию своих работ большим количеством картин, этюдов, портретов и графических работ.
К сожалению, Н.А.Ярошенко прожил недолго, и смерть настигла его именно в кисловодской усадьбе, недалеко от которой он и был похоронен. А случилось это после его быстрого спуска с горы Большое седло, где он в этот день рисовал, спасаясь от сильного ливня, пробежал до дома 10 км. Причиной смерти стал сердечный приступ. За свою недолгую жизнь художник создал более 2000 полотен. Супруга его, Мария Павловна, сохраняла творческое наследие мужа и очень хотела создать его музей. Друзья мужа не оставляли ее. Прожила Мария Павловна в этой усадьбе после смерти Николая Александровича еще 17 лет и была похоронена рядом с ним. Музей был создан позже, однако его судьба была очень и очень непростой.
Первый музей Ярошенко открылся почти сразу после революции, была сохранена обстановка дома и его интерьер. Здесь же была организована библиотека. А улицу, где находилась усадьба, назвали улицей Ярошенко. Занявшие на Крещение 19 января 1919 года Кисловодск казаки «волчьей сотни» Шкуро, разграбили музей и библиотеку. А.А. Голубева в воспоминаниях подтверждает, что захватившие Кисловодск белогвардейцы ликвидировали музей в одну ночь.
В 1920 усадьбу отдали кардиологической лечебнице. Белую виллу передали под жилье для ее сотрудников. Они варварски уничтожили художественную роспись «помпейского балкона», установили «чугунки» для отопления, проведя через окна трубы для них, нарушили внутреннюю планировку здания, сделали к нему кирпичную пристройку. К флигелям пристроили коридоры. Некоторые дворовые службы снесли. Часть сада вырубили, оборудовав на этом месте солярий для больных клиники. Остальная часть сада пришла в запустение, часть деревьев из-за отсутствия ухода погибла. Лестница в парк пришла в негодность и разрушилась.
После войны Бальнеологический институт решил снести оставшиеся строения усадьбы для дальнейшей реконструкции клиники. Но Пятигорским краеведческим обществом, Пятигорским отделом Географического общества СССР, местными краеведами и художниками началась борьба за воссоздание Белой виллы. Благодаря общественности, активисту художнику В.В. Секлюцкому и многим-многим коллекционерам музей Н.А. Ярошенко был воссоздан и укомплектован большой коллекцией его произведений. Конечно, на ремонтные работы, поиск предметов интерьера и личных вещей художника, а так же его работ, ушли годы, но энтузиазм В.В. Секлюцкого и его единомышленников сделали свое дело — 11 марта 1962 года музей был открыт для посетителей.
Музей занимает территорию бывшей усадьбы Ярошенко вместе с садом. В него входят три мемориальных здания, в которых размещено большое собрание работ не только хозяина усадьбы, но и других художников-передвижников. Работы самого Ярошенко находятся в главном здании, в залах других зданий можно увидеть работы М.Нестерова, Н.Касаткина, В.Васнецова, В.Перова, И.Крамского, В.Поленова и многих других.
Выйдя из музея можно дойти до Свято-Никольского собора, и посетить находящуюся в ограде Некрополя собора могилу Н.А. Ярошенко