Усадьба Дугино (Мещерино, Домодедовский район, Московская обл.) должна была стать меккой художников. Собственно говоря, она ей и была, здесь творили Э. Аладжаилов, И. Левитан, В. Переплетчиков, И. Грабарь, А. Корин.
В усадебном доме были оборудованы две мастерские. Одна для хозяина – Николая Васильевича Мещерина, другая – специально для гостей. К услугам художников был и кучер, готовый в любое время везти их на пленэр. Их обязанность заключалась в том, чтобы ездить на этюды в соседние Чурилково, или Шестово, или Колычево, Лукино, Куприяниху и Немчиниху.
Наслаждаясь неспешной и расслабленной жизнью в гармонии с природой, друзья Николая Мещерина жили в усадьбе неделями, месяцами и даже годами. И при первой возможности возвращались в этот благодатный край. Живописец Алексей Корин с супругой Серафимой (на картине Вишнёвый сад) гостили в Дугино два года, а Игорь Грабарь в общей сложности пробыл около 13 лет: …я застрял и на вторую зиму, на второй, третий, четвёртый и на тринадцатый год, превратившись а одного из старейших дугинских аборигенов… Здесь же он нашёл своё счастье, женившись на племяннице Николая Васильевича.
Но все же, обо всем по порядку. Нельзя не рассказать об отце Николая Мещерина. Василий Ефремович Мещерин родился в 1833 году в Калужской губернии в крестьянской семье. Повзрослев, он отправился Москву, где начал заниматься мелкой торговлей. Приобретя первичный капитал, Василий Ефремович открывает торговлю мануфактурой, он продавал платки в Старом гостином дворе и арендовал в Суконном ряду два торговых и два складских помещения. В 1866 году по указу Московской казенной палаты он был причислен к московскому купечеству. В 1867 году он приобретает суконную фабрику в Даниловской слободе — одну из старейших в Москве. Известная с первой половины XVIII столетия, она, однако, никогда не числилась в разряде успешно действующих. При новом хозяине фабрика быстро преображается. Уже через 10 лет, значительно расширив производство, оснастив его мощными паровыми машинами и новейшими ткацкими станками, В.Е. Мещерин учреждает здесь «Товарищество Даниловской мануфактуры». Первоначально пряжа, по заведенному обычаю, покупалась у фабрикантов-прядильщиков, а выработанные ткани, также традиционно, поставлялись на другие специализированные фабрики для отделки, крашения и набивки. Однако скоро В.Е. Мещерин объедил все эти этапы в одном производстве, что позволило повысить производительность труда и качество продукции. Предприятие требовало новых и новых специалистов, и Мещерин начинает их готовить, отбирая кандидатов из числа желающих трудиться на фабрике крестьян, получавших профессии ткача, отделочника, гравера и другие. Способные к рисованию дети становились высококвалифицированными художниками по тканям. Много внимания уделялось устройству быта рабочих: больница, родильная, колыбельная (детские ясли), харчевой амбар. Был у Василия Ефремовича при фабрике и электрический театр….
Василий Ефремович приобретает усадьбу Дугино, где начинает строительство усадебного дома с парком и оранжереей. Достроить дом В.Е. Мещерину не удалось – в 1880 году он скоропостижно скончался в 47 лет. Усадьба в дальнейшем благоустраивалась под руководством его вдовы, Марии Яковлевны Мещериной и старшего сына Николая, которому во время смерти отца было 16 лет.
По воле отца Николай Мищерин учился в Московской практической академии коммерческих наук, а после смерти отца, как старший сын, был вынужден принять управление делами, не окончив курса академии. Но коммерческие дела не слишком интересовали Николая Мещерина, он счастлив был передать все бразды правления своему брату Михаилу.
Николай Васильевич Мещеринов был скромным художником, в истории он остался в тени знаменитых гостей своей усадьбы.
Скончался Николай Васильевич Мещерин в Дугино, где последние 12 лет жил почти безвыездно. Похоронен был в близлежащем Крестовоздвиженском Лукинском монастыре. Брак его был бездетен, наследницей всего собрания картин стала его жена — Лидия Ивановна Горячева-Мещерина.
На XV выставке Союза русских художников, в конце 1917 года, были показаны его 30 картин; многие были проданы так, что сегодня известно местонахождение только 13 из них.
В 1987 году состоялась первая выставка произведений Н. В. Мещерина; был подготовлен сборник материалов и каталог. В Государственном историческом заповеднике «Горки Ленинские» в 1994 году состоялась ещё одна выставка художника.
В 2019 году в Музее русского импрессионизма открылась выставка «Николай Мещерин. Выход из суеты», на которой представлены 92 картины и 25 авторских фотографий.
После революции замечательное прошлое усадьбы Дугино быстро забылось. Дом, которому было предначертано судьбою стать одним из видных Подмосковных музеев превратился в захудалый дом отдыха «Мещерино». А 3 мая 2004 г. в главном доме усадьбы Дугино был пожар, от него остались одни руины. Однако, рассвет здесь волшебный и игра света на стенах дома …. и понимаешь, что здесь привлекало художников.
#поУсадьбам #Дугино #усадьбаДугино #Мещерино #моястрана #поехали #усадьбыподмосковья