Усадьба Апраксиных расположена на пологом северном берегу пруда, напротив основной застройки села Брасово. Возникла в последней трети 18 в., когда селом владела семья Апраксиных. В 1778 г. на средства флигель-адъютанта полковника Киевского пехотного полка С.С. Апраксина заложена вместо прежней, деревянной каменная церковь Василия Великого (закончена в 1780-х гг.). Строил ее, согласно тексту закладной доски, А. Морозов — крепостной архитектор графа Ф. Апраксина. В кон. 18 в. сооружены каретник и конюшня, а на рубеже 18-19 вв. — два корпуса богаделен. В 1870-х гг. Апраксины продали усадьбу в Департамент уделов. Ею владели великие князья: вначале Георгий Александрович, а с 1899 г. до Октябрьской революции Михаил Александрович. До кон. 19 в. при них здесь построены контора с мастерскими и два жилых дома, известные как «дом графа» и «дом графини», а в нач. 20 в. — кузница.
К настоящему времени конюшня разобрана, а в остальных зданиях произведен ряд перестроек.
Один из значительных памятников усадебного зодчества на Брянщине, архитектура которого выдержана в стиле классицизма. Комплекс занимает обширный прямоугольный в плане участок, вытянутый вдоль берега пруда. Основой его планировочного построения являются две взаимно перпендикулярные композиционные оси. Главная совпадает с внутриусадебной дорогой, идущей параллельно берегу пруда с востока на запад. Вдоль нее, с южной стороны, расположены корпуса богаделен, церковь, а ближе к берегу пруда — кузница. Перпендикулярно внутриусадебной дороге направлена другая ось симметрии, связанная с основными постройками, находящимися северо-восточнее. Это дома графа и графини, поставленные друг против друга, а к северу от них каретник и конюшня, между которыми размещена контора с мастерскими. Последняя замыкает композиционную ось с севера; с юга ей соответствует здание кузницы. Жилые постройки отделены от хозяйственных липовой аллеей, параллельной внутриусадебной дороге; на западе они соединены между собой еще одной аллеей.
Дома графа и графини. Характерный пример усадебных жилых построек периода эклектики, трактованных в духе классицизма. Два крупных двухэтажных корпуса одинаковой архитектуры, выстроенные из кирпича со штукатурными деталями, имеют в плане прямоугольную форму и завершены двускатными кровлями. Их протяженные фасады насчитывают по семь оконных осей, а торцовые — по пять. Трактованный как цоколь низкий первый этаж прорезан прямоугольными окнами. Высокие арочные окна второго этажа расположены в нишах со штукатурной рамкой по краям сильных откосов и с филенками под проемами. Ниши доходят до междуэтажного пояса с тягами; в завершении фасадов простой антаблемент с развитым карнизом. В тимпаны крупных фронтонов на торцах вкомпонованы три арочных окна в рамочных наличниках, повторяющие в меньших размерах проемы второго этажа. Нижний этаж предназначался для служебных целей, верхний был жилым и парадным. Почти в центре, у протяженного фасада, расположен просторный вестибюль с лестницей, по сторонам которого в обоих этажах находятся пять больших помещений.
Храм во имя Святителя Василия Великого. Один из немногих сохранившихся усадебных храмов Брянщины в стиле раннего классицизма, с уникальной закладной доской в интерьере. Кирпичное и оштукатуренное здание к настоящему времеи утратило завершение купола и верхние ярусы колокольни. Его крупный квадратный в плане основной объем с сильно скругленными углами завершен в центре мощным барабаном со сферическим куполом, прежде увенчанным небольшой главкой. Ризалиты в центре восточной и западной сторон нарушают центричность композиции; продольную ориентацию усиливает примыкающий к последнему четверик (нижний ярус колокольни).
Боковые фасады украшены четырехпилястровыми тосканскими портиками с триглифным фризом и карнизом с сухариками. Более простой антаблемент в завершении остальных стен, скругления которых ранее акцентировались рустовкой (ныне скрыта штукатуркой). Высокие прямоугольные окна с рамочными наличниками упрощенного барочного рисунка и досками над ними заглублены в ниши. Четверик колокольни имеет арочные проемы, барабан — восемь прямоугольных окон.
В интерьере выделяется высокое и светлое подкупольное пространство храма с оригинальными парусными тромпами и круглым проемом в центре купола. Широкими и низкими арками оно связано с перекрытыми коробовыми сводами боковыми частями, где размещались приделы с оригинальными сводчатыми апсидами в четверть круга. Прямоугольный алтарь с лотковым сводом открыт в храм тремя проемами, а в апсиды приделов — одним; такой же свод у трапезной. Нижний ярус колокольни между устоями имеет коробовые своды, а в центре -крестовый. Внутри северо-восточного устоя расположена круглая винтовая лестница, которая вела к ярусу звона.
В куполе сохранилась классицистическая роспись 19 в. орнаментально геометрического рисунка. В трапезной на стене укреплена закладная доска, в тексте которой названы зодчий, заказчик и время начала строительства храма. Это единственный известный подобный пример в Брянской области.