Усадьба в Подсосенском (ранее — Введенском) переулке известна еще с конца XVIII века, здесь до сих пор сохраняются старинные палаты, бывшие некогда главным усадебным домом (это здание, расположенное чуть в глубине владения, в советское время было надстроено тремя этажами). Усадьба первоначально принадлежала фабрикантам Плавильщиковым, у которых она была куплена в 1839 году Елисеем Саввичем Морозовым, представителем известной купеческой династии. В 1878-1879 годах его сын Викула Елисеевич, унаследовавший владение, выстроил для своей семьи новый дом, по красной линии переулка. Автором проекта выступил архитектор Михаил Чичагов. Новый усадебный дом был выполнен в формах эклектики, с нарядным рустованным фасадом, декорированным изящной лепниной. Главный аттик дома украшен картушем с буквой «М» (Морозовы). В том же архитектурном стиле оформлены и въездные ворота в усадьбу. Оформление интерьеров было выполнено в разных стилях – классическом, русском, ренессансном.
В 1895 году усадьбу унаследовал Алексей Викулович, старший сын Викулы Елисеевича. Он пожелал переделать убранство некоторых помещений особняка в соответствии со своими вкусами, для чего пригласил молодого, но уже успевшего заявить о себе архитектора Федора (Франца) Шехтеля. В списке работ Шехтеля уже были постройки, выполненные им для разных представителей морозовской династии (загородная усадьба Викулы Елисеевича Одинцово-Архангельское, особняк Саввы Тимофеевича на Спиридоновке, подмосковная дача Ивана Викуловича). Созданное Шехтелем внутреннее убранство особняка Алексея Викуловича Морозова – одна из вершин творчества архитектора, демонстрирующая его оригинальный талант и высокий уровень мастерства, которые и сделали его одним из самых ярких и самобытных зодчих своего времени.
Для особняка во Введенском переулке Шехтель спроектировал двухсветный кабинет с лестницей на второй этаж, библиотеку и рокайльную гостиную, а также вестибюль в египетском стиле. К работе над интерьерами архитектор привлек известного художника Михаила Врубеля и молодого скульптора Сергея Коненкова.
Кабинет и библиотека особняка выполнены в излюбленном архитектором готическом стиле, они целиком отделаны деревом, кессонированные потолки оформлены резьбой и росписями, кабинет освещается высокими витражными окнами. Украшенная изысканной резьбой лестница, ведущая на второй этаж, в библиотеку, сама по себе является произведением искусства, ее необычный образ дополняют деревянные фигуры дракона и гнома, «сидящего» на ступеньках. Под лестницей устроен большой мраморный камин. Деревянные панели кабинета в уровне второго этажа были оформлены большими живописными панно, созданными Михаилом Врубелем на темы «Фауста» Гёте (сейчас они хранятся в собрании Третьяковской галереи). Гостиная в стиле рококо (иногда ее еще называют угловым кабинетом) декорирована французскими гобеленами, ее украшенный золоченой резьбой потолок частично сделан стеклянным, с подсветкой электрическими лампами. К счастью, эти великолепное убранство особняка сохранилось до нашего времени практически в неизменном виде.
Последний владелец усадьбы – потомственный почетный гражданин Алексей Викулович Морозов происходил из знаменитого и богатого купеческого рода Морозовых, от отца он унаследовал семейную фирму – «Товарищество мануфактур В. Морозов с сыновьями» и главные фабрики – Никольскую и Богородскую мануфактуры. Однако Алексей Викулович не имел склонности к занятию семейным делом, поэтому передал все дела своему младшему брату Ивану Викуловичу, а сам занялся тем, что интересовало его больше всего – коллекционированием. Он был обладателем уникальной коллекции русского фарфора, собирал гравюры, а также иконы, среди которых было много старинных, писаных еще в «дониконовские» времена.
По воспоминанию близких ему людей, он был «человек очень тонкого ума… очень культурный и любил культурную работу больше, чем занятие своим делом. Своей образованностью, своей культурностью Алексей Викулович был всецело обязан сам себе… Внешность его была очень приятна. Лицо правильное, нос морозовский с горбинкой, очень приятные голубые глаза и ослепительно белый и розовый цвет лица…». Свое уникальное собрание Морозов хотел завещать в дар Москве, но сделать этого не успел, а после 1917 года его коллекция (как и усадьба, и все, что ему принадлежало) была национализирована и разошлась по разным музеям.
Автор статьи: Мария Подъяпольская
Материал с портала «Узнай Москву»