В 1892 году в деревне Нижняя Коротайка, входившей в состав Городецкой волости, близ берега Волги и Спасского озера выходец из крестьян деревни Житухино Афанасий Гурьевич Лемехов строит пышный архитектурный ансамбль своей усадьбы, впоследствии ставшей одной из архитектурных доминант Городца. Комплекс жилых и служебных построек был сформирован на узком участке, восточная часть которого упиралась в красную линию улицы Большой (ныне улица Горького в Городце), вытянувшейся с севера на юг вдоль нижней надпойменной террасы Волги.
Крестьянин и старообрядец Лемехов сколотил свое состояние на распространенном в Городце промысле — пряничном деле. Судя по всему, Лемехов, будучи крестьянином, сумел попасть в купеческое сословие, позволившее ему наладить торговлю пряниками. На нижнем этаже усадебного флигеля располагалась торговая лавка. С задов к флигелю примыкали служебные корпуса, в которых, вероятно, располагалась пекарня.
Усадебный ансамбль, расположенный в рядовой застройке вдоль Большой улицы, включает в себя главный дом, упирающийся парадным фасадов в красную линию улицу, служебный флигель, соединенный с домом каменной аркой с въездными воротами, и складские помещения. Эта трехчастная объемно-пространственная композиция характерна для усадебных ансамблей Нижегородчины. Ворота и флигель имеют симметричную структуру, а фасад главного дома динамичен и ассиметричен: он сформирован из массивного углового трехъярусного объема и небольшого уравновешивающего его ризалита с противоположной. Композиционно дом, как и своим декоративным оформлением, стремился повторить роскошные столичные усадьбы. С развитием в России крестьянской торговли к концу XIX века в провинции формируются стремления к подражанию местных разбогатевших крестьян и купцов столичным образцам так называемой «высокой» архитектуры. Дома и усадьбы в малых городах и селах все чаще возводятся на манер столичным и губернским дворцам. Примером материализации этой тенденции стала и усадьба Лемехова в Городце.
Архитектура ансамбля являет собой яркий пример хоть академической, но все же провинциальной эклектики, в которой парадность и помпезность зданий, ассоциативно схожих с образом палаццо, вполне себе сочетаются с утилитарностью их назначения — жилым, торговыми и складским. Оштукатуренные фасады дома и флигеля сформированы формами европейского барокко и неоренессанса. Пышная барочная лепнина переплетается с неоклассическим рустом и пилястрами с каннелюрами. Главный вход венчает массивное кованное крыльцо, изготовленное на Механическом заводе К.В. Кузнецова в Городце. Работы этого завода по сей день можно увидеть на многих сохранившихся домах в Городце. А вот деревянные штульпованные двери, не смотря на ажурность своих форм, вырезаны в тенденция зарождающегося в те года модерна.
Лемехов умирает достаточно рано, и накануне Первой мировой войны владельцем усадьбы становится купец Алексей Дмитриевич Малехонов — торговец зерном и хлебом из деревни Бебрюхов, который через несколько лет передаст здания усадьбы советской власти.
А потом в усадьбе располагались учебные классы Городецкого губернского колледжа. Даже в советское время в усадьбе сохранялись лепные потолки в залах и изразцовые печи.
После перемещения учебных классов на другие площадки в 2011 году здание было передано из областной собственности в муниципальную. Усадьба стала быстро разрушаться, денег на ее восстановление у Городца не хватало. С 2019 года здание стали ежегодно выставлять на аукцион, но желающих приобрести его не находилось. Между тем здание осталось без какой-либо охраны, и старинные интерьеры стали активно разорять мародеры.
Сейчас объект культурного наследия «Усадьбу А.Г. Лемехова – А.Д. Малехонова» в Городце законсервировали для дальнейшей реставрации.
Фото sereginatravel, NN