Уржум. Кафедральный собор Троицы Живоначальной.

Одним из первых кирпичных сооружений в городе Уржуме был Троицкий собор. Этот старинный памятник культового строительства – не первый на этом месте. По плану города Уржума 1785 года Троицкий собор стоял несколько левее современного и ближе к реке. Этот старинный собор из-за трещины, образовавшейся в стене в 1811 году, было разрешено разобрать.
В Государственном архиве Кировской области в одном из документов, касающихся Троицкого собора и его строительства записано: «…Старый собор разобрать и с колокольнею до нижнего этажа, в нижнем же этаже средний пролет (или проход) закласть и сделать в нем теплую палатку, а сверху покрыть крышею, дабы по времени сей этаж был обращен в жилище причетников по прочей бедности». Однако в дальнейшем, на более поздних планах 1835 и 1845 годов эти строения не показаны. Очевидно, что палатка эта не сохранилась.
В 1811 году было начато строительство второго Троицкого собора (вместо обветшавшего), а в 1822 году этот собор был освящен. Скорее всего, колокольня современного собора и теплая существующая церковь остались от старого собора постройки 1811-1822 годов.
Современный Троицкий собор, как известно, строился в 1895-1900-х годах. Здание собора необыкновенно красиво и величественно. Сочетание красноватых кирпичных стен и украшений их из белого камня, серебристый высокий купол – оставляют большое впечатление. Ни в одном из районных городов Кировской области нет такого интересного здания.
Обратимся к истории постройки здания. В конце 1880-х годов именитые граждане города и прихожане решили просить Вятскую духовную консисторию о постройке нового здания собора. Разрешение консистории было получено, и 12 декабря 1889 года она поручила составить проект собора и записку к нему Вятскому гражданскому архитектору В.М. Дружинину. В первой половине 1890 года проект был составлен и утвержден Строительным отделением губернского правления. За составление проекта В.М. Дружинину Уржумским купцом И.В. Бердинским было уплачено 100 рублей. В 1890-м году проект В.М. Дружинина был отправлен в духовную консисторию. После рассмотрения проекта последовало разрешение на строительство. Выдано оно было в декабре 1893 года за № 14118. Для отвода места под строительство собора в мае 1894 года в Уржум приезжал архитектор В.М. Дружинин.
Закладка собора была произведена 6 августа 1894 года. После чего начались строительные работы. Собор практически был выстроен на деньги верующих. Самое деятельное участие в постройке принимал лесопромышленник С.И. Стародубцев, который вложил в строительство большие денежные суммы. Как говорили его современники – старанием Стародубцева и был воздвигнут собор. Кирпич для строительства собора (самого высокого качества) заготовляли на Белой речке, покупали у крестьян. Белый камень, для украшения стен, возили из каменоломен на реке Нольке, невдалеке от Сернура (теперь это республика Марий-Эл) близь деревни Помашъял. Алебастр привозили из каменоломен, что находились невдалеке от деревни Красная гора на берегу Вятки. Известняк заготовляли у деревни Федькино.
Купола храма были покрыты белой жестью и отливали серебром на солнце. Для того чтобы доставлять кирпич к строящимся стенам, по Буйской улице (ныне Чернышевского) были устроены поднимающиеся к стенам мостки, длиною с квартал. Лошадей с грузом кирпича по этим мосткам под уздцы вели возчики.
Во время строительства В.М. Дружинин приезжал в Уржум каждое лето. Он был здесь в 1895, 1896, 1897 и 1898 годах.
К концу 1899 года строительство собора было закончено, и для освидетельствования работ в Уржум 8 октября 1899 года приезжал губернский инженер Г.Е. Янчковский. Он «при почетных прихожанах» засвидетельствовал завершение работ, свидетельство передал в консисторию. При освидетельствовании присутствовали протоиерей Троицкого собора И.П. Мышкин, священник Е. Троицкий и дьякон Люстрицкий.
Окончательное устройство интерьера собора было завершено в 1900 году. 1 июня 1900 года был торжественно освящен главный престол во имя Святой Троицы, в соборе началась служба. В 1901 году 30 сентября были освящены северный придел – в честь Божией Матери Живоносный источник. Отсюда в праздничные дни переносили икону Божией Матери Живоносный источник в Троицкую часовню на Белой речке. 6 июня 1902 года был освящен и южный придел в честь Святителя Николая Чудотворца.
Служба в соборе продолжалась до средины 1930-х годов, а потом началось уничтожение и разграбление убранства собора. Н.Н. Арбузова,  энтузиастка-краевед, не один год пыталась найти остатки иконостаса, но даже следов его не нашла. Собор использовался как склад, кровля его стала протекать, но в теплой церкви служба не прекращалась.
Когда собор был возвращен верующим, за восстановление его взялся настоятель Троицкой церкви, священник отец Александр (А.П. Зверев) и активные прихожане. Во второй половине 1980-х и начале 1990-х годов была проделана колоссальная работа. Были очищены от растительности стены собора, отремонтированы кровля и окна, восстановлен купол одной из четырех башенок, были воздвигнуты (спиленные в 1960-х годах) кресты. Купол был покрыт новым долговечным материалом (листы металла японского производства).
Сегодня собор выглядит почти также как 80 лет тому назад, правда, интерьер храма пока не восстановлен.
Источник информации — http://sobor-urzhum.ucoz.ru/index/0-2

Троицкий собор каменный, построен в 1894 – 1900 гг. расстоянием от города Вятки в 198 верстах. Кладбищенская Митрофаниевская церковь каменная, построена в 1846 г. Часовни: Белоречинская каменная, Ашланская деревянная, Антоновская деревянная. Причта по штату положено: 1 протоиерей, 1 священник, 1 диакон, 2 псаломщика. Протоиерей, диакон и псаломщик живут в казенных квартирах, а священник Листов и Макаров проживают на частных квартирах с получением квартирного пособия, священник Листов по 8 руб. и священник Макаров по 4 руб. в месяц.
Земли: усадебной 420 сажень, сенокосной 11 десятин 1216 сажень. Братский денежный доход по общей кружке: протоиерея 1197 руб. 28 коп., священника 897 руб. 96 коп., диакона 598 руб. 64 коп., псаломщика 299 руб., 32 коп.; по частной кружке: протоиерея 295 руб. 22 коп., священника 285 руб. 4 коп., диакона 179 руб. 1 коп., священника Макарова 95 руб. 1 коп., псаломщика 84 руб.; проценты с причтового капитала 190 руб. в год на весь причт.
Прихожан: православных русских 2466 муж. пол., 2693 жен. пола, приход состоит из городских жителей и 29 селений, расстоянием до 13 верст.
Город Уржум расположен на горе по берегу небольшой реки Уржумки; лес от города в 3 – 4 верстах. В приходе собора имеются школы: одна школа грамоты в деревне Федорищевой в 10 верстах от города и три земских школы в деревнях Берсинихе, Антонове и Тимкиной в 3 – 7 верстах от города. Занятия прихожан: городских – торговля, ремесла, деревенских – земледелие.
Археологических древних предметов нет, а из почитаемых и ценных святынь имеются: икона Божией Матери «Живоносный Источник», находящаяся в Белоречинской часовне и семиконечный крест… В левой стороне мощи апостола Варнавы, мощи Гурия Казанского, мощи Стефана Нового исповедника, перст жезла Моисеева; 3) четвероконечный крест 1711 г.
В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.»

В 1895 г. было принято решение разобрать собор полностью, однако разобран был только холодный храм. Трапезную не тронули. Но из-за того, уровень пола в трапезной был понижен, а печи убраны, в помещении появилась сырость. Приход не имел достаточных денежных средств на ремонт и устройство печей вновь, и в 1912 г. получено разрешение разобрать трапезную с приделами полностью, заменив ее коридором.
По материалам ИИАК, № 48, Санкт-Петербург, 1913г.

Во второй половине ХIХ столетия даже в самых отдалённых уголках России стали происходить большие перемены. Реформы, начатые во времена Александра II, увеличили самостоятельность провинциальных территорий и обеспечили их экономическое благополучие. Отдалённая Вятская губерния в ХIХ столетии также переживала период подъёма. Здесь, как и по всей стране, благоустраивались города и улицы, на которых один за другим появлялись каменные купеческие особняки, общественные сады, учреждались благотворительные и образовательные заведения. Архитектурными доминантами и духовными центрами малых городов по-прежнему оставались храмы, и их количество возрастало с каждым десятилетием.
В губернской столице наиболее значительным проектом стало строительство собора Александра Невского, возведённого Витбергом, сосланным в Вятку после обвинения в растрате. Подобная «стройка века» имелась практически в каждом уездном центре Вятской губернии: в Яранске, например, уже в 1857 году был освящён Троицкий собор, построенный по чертежам К. А. Тона. Спустя три десятилетия свой большой храм был и в соседнем городе — Уржуме. Решение о возведении нового каменного здания было принято в 1889 году приходом Троицкого собора. Следует отметить, что эта перестройка в его истории была уже третьей по счёту.
Первый Троицкий собор являлся самой старой из трёх имевшихся в городе каменных церквей и располагался на берегу реки Уржумки (сейчас это территория городского сада). Согласно некоторым архивным документам, возведение его датируется 1694 годом, за сто с небольшим лет своего существования строение обветшало и уже не вмещало всех прихожан. В связи с этим в 1810-е годы здание было разобрано «за ветхостью, сопряженной с крайней опасностью — по причине великих трещин и расселин». Второй каменный храм, имевший три престола и расположенный в центре города, освятили в 1822 году. Спустя шестьдесят лет и его постигла та же участь — большую часть сооружения также разобрали, подготавливая место и материал под новый проект. Оставшиеся фрагменты — колокольня и тёплая церковь — сегодня стали частью ансамбля исторической застройки центральной части города. По мнению городской общественности, соборный храм должен был вмещать до полутора тысяч человек. Возведение столь масштабного сооружения требовало серьёзной подготовки и организации, которая была доверена Ивану Васильевичу Бердинскому — уважаемому представителю уржумского купечества. По его просьбе уже в 1889 году губернский архитектор В. М. Дружинин предложил первый чертёж большого собора в русско-византийском стиле, но при его обсуждении прихожане высказали пожелание ещё более увеличить размеры храма — жертвуя торговыми лавками, расположенными поблизости.
Проект был выполнен на основе нереализованных проектов храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Спустя год, осмотрев место предполагаемого строительства, архитектор составил чистовой вариант проекта с пояснениями. Однако до 1894 года начало работ откладывалось по финансовым причинам: сооружение такого грандиозного для уездного города собора требовало немалых затрат. Несмотря на одобрение проекта, Строительным отделением Вятского губернского правления, Вятская духовная консистория не давала разрешения на строительство, пока в Уржуме не создали строительный комитет, организовавший сбор средств и контроль над их расходованием. Важная роль в этом непростом деле отводилась местным предпринимателям: так например, купец Сергей Иванович Стародубцев, ставший церковным старостой Троицкого собора, обязался оплатить все работы по каменной кладке (на которую предполагалось израсходовать полтора миллиона кирпичей). Переписка с чиновниками консистории продолжалась вплоть до 1895 года, когда был заключен договор между С. И. Стародубцевым, поверенным церковно-приходского попечительства при соборе, и строительным подрядчиком С. Н. Шапошниковым.
Архитектор В. М. Дружинин продолжал курировать свой проект и время от времени приезжал в Уржум — дать необходимые пояснения. Высококачественный кирпич для стройки заготовляли на Белой речке, алебастр доставляли из каменоломен у деревни Красная Гора, а известняк — из деревни Федькино. Белый камень, предназначенный для украшения стен, поступал издалека — с реки Нольки, неподалёку от Сернура (ныне — территория республики Марий Эл). Согласно донесению протоирея Ипполита Мышкина, представленную в Вятскую духовную консисторию 6 октября 1898 года, строительство собора двигалось весьма споро — насколько позволяли долгие северные зимы. В августе 1894 года состоялась закладка первого камня, следующей весной мастера окончательно завершили разбор старого здания и приступили «ко всесторонней кладке нового собора». Эта самая трудоёмкая часть строительства заняла три сезона (в холодное время работы не велись). В 1898-м началась отделка храма: купола покрыли белым железом, крыши — чёрным (с последующим окрашиванием), застеклили оконные рамы, стены покрасили насыщенно-красной краской, так называемой мумиёй. Подводя итог, автор этого подробного отчёта писал: «В означенные четыре года, при помощи Божией, работы по собору производились успешно».
Помимо эффектной архитектуры и разнообразного декора, возводимый храм представлял интерес и с инженерной точки зрения. Поскольку в нём предполагалось разместить более полутора тысяч молящихся (то есть приблизительно половину населения Уржума), необходимы были специальные коммуникации, обеспечивавшие прихожан свежим воздухом и теплом в зимнее время года. Специальные каналы, предназначенные для этих целей, были спроектированы под полом, а также в шахтах, расположенных в опорных столпах и стенах здания. Духовые печи, обеспечивавшие поступление тёплого воздуха, размещались в подвале, что позволяло не загромождать основное помещение. В 1899 году были доставлены из Казани и установлены на купола семь золочёных крестов, внутри собора сделали опочные полы, украшенные затейливым узором из метлахской плитки. После штукатурных работ во всех трёх приделах разместили иконостасы. Губернский инженер и архитектор Ф. К. Яголковский, находившийся в Уржуме проездом в октябре 1899 года, с удовлетворением засвидетельствовал, что все необходимые конструкции в храме выполнены «с мастерством лучшего качества». Итоговая резолюция, подтверждающая завершение строительства и безопасность конструкции собора, гласила, что «не встречается ни каких препятствий к открытию в городе Уржуме храма для совершения в нём Священного богослужения». В последующие три года были освящены все приделы нововозведённого собора. Начало богослужений приурочили к Троицкой седьмице: 1 июня 1900 года был освящён главный престол — во имя Святой Живоначальной Троицы. Северный придел освятили в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» 30 сентября 1901-го, а южный — во имя святителя Николая Чудотворца — 6 июня 1902 года.
Казалось, новый собор прослужит прижанам не одно столетие, однако история распорядилась иначе. Утверждение советской власти, сопровождаемое масштабной антирелигиозной кампанией, привело к серьёзным изменениям в жизни вятской провинции. Как и в других регионах страны, здесь настало время репрессий и разрушений. Тот факт, что эффектный Свято-Троицкий собор, расположенный к тому же в самом центре города, в лихое время сохранился практически в первозданном виде можно назвать не иначе как чудом. Документы гласят, что богослужения здесь прекратились в 1929 году; в дальнейшем церковные службы проходили в маленькой Введенской церкви, там же сохранилась и часть святынь большого храма — то немногое, что не успели разграбить и уничтожить. Огромное здание Троицкого собора какое-то время оставалось бесхозным, только на одной из башен устроили модную в довоенное время забаву — парашютную вышку (для чего беспечно разобрали купольное покрытие). В дальнейшем помещение отвели под склад, с которого только в 1960-х годах были спилены кресты, раздражавшие власти.
В начале 1980-х годов кировским архитектором Евгением Геннадиевичем Рупасовым был разработан эскизный проект реставрации Троицкого собора, а также часть научной документации для сохранения его первоначального облика. Активная часть реставрационного проекта пришлась на 1988-1989 годы, когда на средства, выделенные из государственного бюджета, начались восстановительные работы, проводившиеся Уржумским участком Кировских специальных производственных научно-реставрационных мастерских под руководством В. И. Зорина. Существенную роль в возрождении собора сыграли прихожане: инициативная группа под руководством отца Александра (Зверева) приняла деятельное участие в восстановлении и расчистке территории, проделав огромный объём работ. Тщательно проведённая реставрация коснулась многих утрат, понесённых храмом почти за сто лет. В первую очередь была приведена в порядок кладка центрального купола и башенок, дефекты которой могли привести к разрушению этих главных украшений собора. Особого внимания потребовало и покрытие куполов, для которых на Кировском заводе «Электробытприбор» специально наладили производство стальной металлочерепицы. Установка крестов, также изготовленных в областном центре с применением современной технологии гальванизации, состоялась в 1989 году. Это торжество стало значимым событием для духовенства и верующих горожан.
Принимая во внимание историю запустения храма и его размеры, восстановление, вероятно, продлится ещё долго. Многие утраты воссоздать сложно — в первую очередь это касается иконостасов и настенных росписей (сюжетных и орнаментальных), эскизы которых, как и образцы лепнины, не сохранились. Предметом особой тревоги реставраторов являются инженерные коммуникации. За годы служения храма в качестве складского помещения в ХХ веке почти разрушилась дренажная система собора, отводившая влагу от фундамента, а также специальные каналы, осушавшие подвалы и обеспечивавшие оптимальный режим влажности в строении в целом. Пришли в негодность печи, пострадала вентиляция.
Сегодня приход Свято-Троицкого собора, как и сто лет назад, живёт полной жизнью. Большой городской храм в наши дни вновь обрёл былое величие и статус кафедрального собора Уржумской епархии.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №311, 2018 г.

Работая над чертежами Свято-Троицкого собора, В. М. Дружинин не только изучал образцы русско-византийского стиля, — следуя эклектической традиции эпохи, он использовал весь свой арсенал знаний об истории русской и мировой архитектуры. Будучи талантливым инженером, создатель храма прекрасно понимал закономерности конструктивного решения своего проекта и потому не боялся смелых и необычных для российской глубинки приёмов.
В плане собор представляет собой почти равноконечный греческий крест, таким образом, площадь его основания относительно невелика, что усложняет конструкцию и требует особого внимания к равновесию внутренних и внешних составляющих. Планировка храма отражается в его пятиглавом силуэте. (Следует заметить, что в отличие от многих образцов русско-византийского стиля, творение Дружинина, имеющее в высоту около 45 метров, не выглядит тяжеловесным — за счёт вытянутых по вертикали элементов и общей пропорциональности сооружения). Нижняя часть четырёх угловых башен опирается на внешние стены здания; кроме того, система подпружных арок и полукруглых сводов связывает их с четырьмя несущими столпами-пилонами. Этот прочный каркас позволил отделить большую часть каждой башни от основного объёма храма, что придало его облику не только устремлённость ввысь, но и впечателение надёжности и устойчивости. В свою очередь, башенный комплекс уравновешивает и перераспределяет огромную нагрузку от центрального барабана и сводов собора. Фасады приделов и алтарной апсиды оформлены полукруглыми арками, что гармонично сочетается с декором главного купола. То же самое можно сказать и об оформлении входного портала и окна алтарной части. Многочисленные детали, украшающие стены, формируют поразительно нарядную и целостную картину, несмотря на то, что заимствованы из разных стилей и эпох (интересно, что красные кирпичные элементы в основном имеют горизонтальное расположение, а белые — вертикальное). Выразительная архитектурная пластика и классическое для русской эстетики сочетание красных стен и деталей из известняка (опоки) создаёт поистине праздничный облик храма. Многие украшения фасадов (кольца, «сухарики», кресты) выложены из кирпича и окрашены в белый цвет. «Византийская» форма окон гармонично сочетается с декоративными арками и крупными оконными проёмами, расположенными выше. Сами окна имеют белые наличники, в центральной части разделённые полуколонками ионического ордера, заимствованными из приёмов классицизма. Вход в храм оформлен белыми полукруглыми арками, над которыми высечены надписи на старославянском языке. Над ними, продолжая вертикаль основного проёма, размещён ярус окон.
До нашего времени сохранились и оригинальные кованые решётки в верхней части дверного проёма. Оформление входных порталов с восточной стороны повторяется и в декоре алтарной апсиды. В поле зрения наблюдателя, рассматривающего Свято-Троицкий собор со стороны любого из четырёх фасадов, одновременно попадает три купола. Нарядные башни, уравновешивающие центральный барабан и придающие храму неповторимый силуэт, имеют несколько ярусов: нижний соединяет их с основным зданием, следующий — квадратный — служит базой для третьего, выполненного в форме восьмигранника (популярная в русском зодчестве «восьмерик на четверике»). Самым прихотливым выглядит четвёртый уровень, оформленный в виде открытой ротонды, кружевной силуэт которой придаёт лёгкость всей башне. Массивный центральный барабан собора не выглядит громоздким за счёт сложной архитектурной формы и разнообразного декора. Круглый в плане купол обрамляется небольшим фризом с маленькими колоннами, разделёнными изящными розетками из опоки. Далее следует пояс кирпичных арок, разделяющих круг на шестнадцать граней, в каждой из которых размещены высокие окна с подковообразными белыми наличниками, разделённые декоративными полуколонками. Ниже подоконников расположена маленькая галерея с ажурным металлическим ограждением — для наружных ремонтных работ. Согласно замыслу заказчиков, одновременно храм должен вмещать до 1800 верующих.
Чтобы реализовать столь смелый проект, необходимо было обеспечить всех молящихся светом и воздухом, а также предусмотреть соответствующие акустические возможности. Для этого В. М. Дружинину пришлось использовать весь свой опыт в области архитектуры и инженерного дела. Согласно замыслу архитектора высокий барабан центрального купола обеспечивает храм светом, воздухом и необходимой акустикой. В угловых сопряжениях нижней части собора, имеющей крестообразную форму, архитектор предусмотрел небольшие дипгональные галереи, позволяющие прихожанам пройти от центального западного портала в любую часть внутреннего пространства. Четыре столпа-пилона и подпружные арки ограничивают основной объём помещения, возвышающегося почти на 12 метров, не считая высоты главного купола. Каждая из сторон храма при этом имеет в длину более 33 метров, что обеспечивает почти тысячу квадратных метров площади. Проведённая реставрация храма позволила возродить лепнину и некоторые элементы внутреннего убранства, однако восстановление настенных росписей ещё впереди — за неимением средств и сохранившихся образцов.
Сегодня, как и в начале ХХ века, в соборе существует три придела. Центральный иконостас, как и ранее, украшает образ Святой Троицы, символизирующий единство Бога и наставляющий молящегося на праведный путь. Одной из наиболее значимых святынь храма, как и сто лет назад особо почитаемых прихожанами, является икона Божией Матери «Живоносный источник», в честь которой освящён северный престол.
У Уржумской иконы есть своё предание. Согласно ему, более трёх веков назад образ, заключённый в серебряный оклад, был найден черемисами (так в старину именовали марийцев) на берегу ручья Белая речка в окрестностях Уржума. Впоследствии чудесная икона хранилась в специально построенной у источника часовне, но в ХХ веке была утрачена. В память об этом сегодня возрождена традиция крестного хода к месту чудесного обретения, который проводится ежегодно 1 июля (в старину к этому событию приурочивали и молебен перед открытием Белорецкой ярмарки). Что касается Введенской церкви, её интерьер соответствует архитектурному решению и, в отличие от большого храма, выдержан в классических традициях. В западной части прямоугольного помещения с тремя приделами располагается трёхъярусная колокольня, венчаемая барабаном с высоким шпилем. С большим Свято-Троицким собором церковь объединена переходом, словно бы символизирующим преемственность времён, в которых всегда есть место не только ликованию, но и смирению. С момента постройки Введенского храма, его украшают росписи, заключённые в простые рамки. Двести последних лет оставили на живописи много шрамов, а потому каждый видевший её может ощутить дыхание веков. Иконостасы, аналои и многие из икон — более поздние, но всё внутреннее убранство существует в гармоничном единстве. Арочные окна слегка приглушают дневной свет, создавая тот особый уют сокровенного пространства, что побуждает прихожан сосредоточиться на таинстве молитвы.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №311, 2018 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?