Урлук. Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь.

«Забайкальским Афоном» называли затерянный в Чикойских горах Иоанно-Предтеченский монастырь. Обитель, основанная трудами преподобного Варлаама Чикойского, просуществовала около ста лет. Срок не слишком большой. Но и за это малое время милостью Божией совершено было многое: сотни и сотни раскольников и иноверцев приняли православную веру, сотни и сотни людей получили по молитвам насельников обители духовную помощь, сотни и сотни людей чудесно исцелились у могилы преподобного Варлаама.

Преподобный Исаия-отшельник сказал: «Слава святых подобна сиянию звезд, из которых одна светит очень ярко, другая тускнее, иная – едва приметно; но эти звезды все – на одном небе». Яркой звездой для Забайкалья стал преподобный Варлаам Чикойский. Таинственен и непостижим путь монаха, скрыт от людского глаза, никто кроме Бога не знает, какие искушения приходится претерпевать вставшему на этот прямой путь в Царствие Небесное. Трудности и лишения, жизнь в диких местах среди людей диких нравом, несправедливости от властей не сломили преподобного Варлаама. Смирением, терпением, любовью к людям, проповедью слова Божия пустынник Варлаам стяжал милость Божию и ныне пред Богом ходатайствует за весь Забайкальский край.

Каждый год на протяжении более сотни лет от отдаленного от крупных городов и дорог селения Урлук к Иоанно-Предтеченскому монастырю двигался многотысячный крестный ход.
По случаю большого стечения паломников иеромонах Нектарий при содействии мецената Немчинова перестроил первый монастырский храм. В 1869 году храм был переосвящен епископом Селенгинским Мартинианом (Муратовским) в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».
Со смертью монахов-старцев жители окрестных сел, в особенности старообрядцы, перешедшие в единоверие, не оставили обитель на полное разорение безбожникам: до 50-х годов прошлого века в обители сохранялись некоторые постройки, могилы и келья преподобного Варлаама. Из 30 монастырских колодцев, выкопанных братией, сохранилось в хорошем состоянии три.
Но самое главное: была жива народная память почитания святого места и святынь монастыря. В течение всех десятилетий безбожия 29 мая/11 июня, в день празднования иконы Божией Матери «Споручница грешных», в память о принесении в Иоанно-Предтеченский монастырь из Кяхты чудотворной иконы жители совершали крестный ход от Пророка-Илиинского храма с. Урлук к развалинам монастыря.
Несмотря на различные запреты власть имущих, несмотря на насмешки односельчан, ходили верующие к заброшенному Чикойскому монастырю, дабы поклониться святыне, набрать святую воду из монастырских колодцев, помолиться о здравии своих родных, об урожае, о заступлении от бед. Отправлялись группками и поодиночке, пешком, на лошадях, а иногда и на машинах. Со временем селяне заметили, что у тех, кто каждый год ходит на «Споручницу», и дом полон, и дети здоровы, и в огороде все растет.
В наше время крестные ходы вновь стали тем, чем и должны быть, – молитвенным шествием. И с каждым годом число крестноходцев увеличивается. В 2002 году в крестном ходе впервые приняли участие паломники из Читы, а через год к крестному ходу присоединились прихожане Успенского храма г. Кяхта и Богородице-Казанского города Северобайкальск, возглавляемые своими настоятелями. На крестный ход ими была привезена святыня кяхтинского храма и всего Забайкалья – икона Божией Матери «Споручница грешных», обретенная в середине 90-х годов прошлого века.
Источник: сайт Читинской и Краснокамской епархии  http://www.chita-eparhia.ru/enapx/new_eparh/new_mon/predtech/

Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь располагался на границе Китая, Верхнеудинского и Троицкосавского окр. Заб. обл. (ныне тер. Красночикойского р-на в 8 км от с. Урлук). Ближайший крупный населенный пункт в 138 км – пограничная слобода Кяхта. Монастырь находился на склоне сопки, в 4,2 км от р. Чикой. Строения обители возводились по искусственным террасам, находившимся одна над другой. Для предохранения созданных ровных площадок от осыпания по краям их укрепляли каменными кладками. На наиболее крутых участках (подъемах) сооружались деревянные или каменные лестницы. Основан в 1826 как заштатная пустынь В. Ф. Надежиным (1-й настоятель, в монашество пострижен с именем Варлаам). С 1836 – заштатный монастырь.
В обители разновременно действовали 3 храма. Во имя Св. Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна возведен в 1830 из часовни, позже обновлен в честь иконы Божией Матери Споручницы грешных. Соборный во имя Иоанна Предтечи строился в 1837–41. Во имя Преподобного Варлаама, Киево-Печерского Чудотворца находился над кельей основателя монастыря игумена Варлаама (см. Варлаам Чикойский). Церковь во имя Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона (1890) располагалась в скиту при Ямаровских минеральных водах в 213 км от монастыря.
Имелись часовни во имя Св. Преподобного Андрея Критского и во имя Святителя и Чудотворца Николая, постройки бытового назначения: настоятельский корпус, кельи для братии, гостиница для приезжих, трапезная, кухня, амбары, скотный двор. Воду добывали из колодцев, отапливаемых в зимнее время, или использовали сточную, после дождя, для чего были вырыты колодцы и устроена система дамб. Все постройки были обнесены деревянной оградой. Монашествующие и послушники занимались хлебопашеством, скотоводством, в небольшом объеме рыболовством. Число обитателей монастыря во все годы его существования оставалось незначительным.
Обитель владела наибольшими, по сравнению с др. православными монастырями края, земельными угодьями, в кон. XIX в. – более 800 га. Монастырь обладал самым крупным неприкосновенным капиталом – до 50 000 р. Братия занималась миссионерской и просветительской деятельностью. Известны случаи крещения коренных жителей края – бурят. При монастыре работала школа грамоты. Обитель часто посещали епархиальные архиереи. В 1915 монастырь перенесли к Староселенгинскому собору. В чикойской тайге располагалась заштатная пустынь, просуществовавшая до 1-й пол. 1920-х. В 1927 умер последний монах, в 1930 монастырь уничтожен.
Лит.: Филимонов А. В. Чикойский монастырь (ист.-археол. исследование) // Иннокентьевские чтения. – Чита, 1998; Дроботушенко Е. В., Филимонов А. В. Василий Надежин – подвижник веры и образования // Роль интеллигенции в духовном развитии о-ва. – Чита, 1999; Косых В. И. Заб. епархия накануне и в годы 1-й рос. революции. – Чита, 1999; Дроботушенко Е. В. Православные монастыри Заб. во 2-й пол. XIX–XX в.: Автореф. дис. канд. ист. наук. – Чита, 2001; Косых В. И. Церковно-монастырское рыболовство в епархии Вост. Сиб. в кон. XIX – нач. XX в. // Действующая структура. Проблемы формирования гуманитарной среды: Науч. альманах. – Чита, 2002.
Источник: http://encycl.chita.ru/encycl/concepts/?id=6934 Энциклопедия Забайкалья

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?