Музейная площадь является старейшей в Саратове. Именно здесь после третьего и последнего основания города был построен первый храм, и основан первый базар. Благоустройство на этом людном торговом пятачке вокруг Троицкого собора началось в 1810-х годах при губернаторе А. Д. Панчулидзеве. Построить вместо ветхих деревянных лавок здание гостиного двора было поручено губернскому архитектору В. И. Суранову. Строительство велось в 1817–1818 годах. Вытянутое вдоль Московской улицы одноэтажное здание было выдержано в традиционном для подобных построек того периода стиле классицизм и дало городу новые прекрасно обустроенные торговые площади. В начале XX века в Саратове на современной Театральной площади разросся Верхний базар, располагавший открытым в 1854 году новым гостиным двором. Старое здание на Музейной площади решено было снести, а на его месте вскоре выросло здание управления РУЖД, которое находится там и сегодня.
История Рязано-Уральской магистрали началась во второй половине XIX века, когда в июле 1871 года, было завершено строительство участка от Аткарска до Саратова. В январе 1892 года было образовано одно из самых крупных железнодорожных предприятий дореволюционной России – Общество Рязано-Уральской железной дороги (РУЖД). Её управление располагалось в Саратове, где для учреждения подобного масштаба, тем не менее, подходящего здания не было, из-за чего ведомство на первых порах размещало свои отделы в разных помещениях, порой сильно удалённых друг от друга. Проект собственного здания управления был разработан архитектором А. М. Салько. Под строительство было определено место у Троицкого собора, освободившееся после сноса старого гостиного двора.
Первая очередь была выстроена в 1907-1909 годах, вторую возвели в 1912-1914 годах. В феврале 1914 года все службы Управления РУЖД были переведены в построенное здание.
Архитектурное решение главного и фасада по улице Московской идентичны. Нижняя горизонтальная тяга отделяет полуподвальный и первый этажи от верхних. Полуподвальный этаж гладкий, с высоким, крепованным по ризалитам, цоколем. Окна прямоугольные, с пучковыми завершениями, расположены на уровне земли. Первый этаж рустован, с окнами арочного завершения, обрамлёнными рогатыми наличниками. Наличники состоят из широких архивольтов с замковыми камнями, опирающихся на изящные пилястры. По оси симметрии каждого из двух описываемых фасадов расположены входы с широкими, двухстворчатыми дверьми под металлическим – козырьком. Второй и третий этажи фасадов зрительно объединены. Этому способствуют пилястры коринфского ордера высотой в два этажа в плоскости ризалитов, и по паре пилястр симметрично в боковых простенках. Окна второго этажа прямоугольные с богатыми наличниками полукруглой и треугольной формы – сандриками. Сандрики опираются на пилястры. В оформлении окон использована лепнина растительного орнамента. На срезанных углах здания второй этаж акцентирован балконами с изящной кованой решеткой. Окна над балконами украшены портиками с парой ионических колонн. Окна третьего этажа – арочного завершения, кроме боковых ризалитов, с профилированными архивольтами и замковыми камнями.
Широкая профилированная горизонтальная тяга отделяет последний, четвертый этаж от нижних. Эта тяга имеет широкий крепованный фриз, сильно вынесенный профилированный карниз с «сухариками». Тяга опоясывает все здание, способствуя зрительному объединению фасадов. Последний, завершающий этаж имеет прямоугольные окна в обрамлении пилястр, широкий богато декорированный фриз, сильно вынесенный профилированный карниз. Здание венчается парапетом с балясинами и тумбами, чередующимися в ритме окон. Особенностью центрального ризалита по улице Московской является использование фланкирующих центральный ризалит коринфских колонн на высоту второго и третьего этажа. Фасад по улице Челюскинцев, северо-западный фасад, расчленен на две части. Левая его часть, если смотреть по плану, представляет собой гладкую поверхность брандмауэрной стены, правая часть, после въездной арки во внутренний двор, решена в формах остальных фасадов. Планировка здания ясная, построена по коридорной системе. Лестничные марши закрепляют оси двух главных входов. Полукруглые объемы лестничных площадок выходят во внутренний двор.
Фасады здания не оштукатурены. Хорошо просматривается искусная кирпичная кладка с использованием большого количества типоразмеров кирпича. Современное цветовое решение фасадов соответствует первоначальному замыслу контраста между красным цветом стен и белым декором. Интерьеры изменились вследствие частичной перепланировки и ремонтов. Внешний же облик здания сохранился в первоначальном виде до наших дней. В нем и сейчас находится Управление ПривЖД. Реставрационные работы со зданием, к сожалению, не проводились. Управление дороги является градостроительной доминантой Музейной площади. Однако пятиэтажное здание с украшенными лепкой фасадами не подавляет площадь своей массой, а органично включается в её ансамбль, сообразуясь со стилистикой и пропорциями соседних зданий, и, прежде всего, Свято-Троицкого собора.
Материал с сайтов «Туристический Саратов» и «Фотографии старого Саратова».